Учитель-дефектолог специальной группы для детей с тяжелыми нарушениями речи

Король Ирина Николаевна — учитель-дефектолог специальной группы для детей с тяжелыми нарушения речи в  словесных играх и упражнениях формируют представления об окружающем мире и свойствах разных предметов. Использует методы и приемы, способствующие развитию умений у воспитанников  устанавливать логические связи и зависимости предметов и действий. В развитии связной речи использует мнемотаблицы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                          Советы учителя-дефектолога                                              специальной группы для детей с                                              тяжелыми нарушениями речи

Когда и зачем ребенку нужен учитель-дефектолог

и специальная группа для детей

с тяжелыми нарушениями речи?

Ребёнок рождается, не умея говорить. В процессе своего развития он должен овладеть языком, на котором говорят окружающие его взрослые, научиться пользоваться раньше устной, а затем письменной речью. Это очень сложная задача. Ребёнку приходится за немногие годы усвоить всё богатство языка, которое создавалось народом в течение тысячелетий. К сожалению, иногда речевое развитие происходит с опозданием или с особенностями развития. Именно в таких случаях необходима квалифицированная помощь учителя-дефектолога.

Кто же такой учитель-дефектолог и чем он занимается?

Учитель-дефектолог — это специалист с высшим педагогическим образованием, который занимается выявлением нарушений речи у детей и их исправлением. Благоприятный период для преодоления речевых нарушений- это дошкольный возраст. Важно не упустить его. Помните, что по мере взросления привычка говорить неправильно у ребенка закрепляется и хуже поддается коррекции. Правильная, красивая, связная речь – это залог успешного обучения ребёнка в школе, овладения им не только родным, но и иностранными языками. В нашем учреждении речевое развитие дошкольников подлежит обследованию учителем-дефектологом с 4-ех лет.

Ребенок 4-х летнего возраста должен называть:

— Своё имя, фамилию, возраст.

— Имя, фамилию своих родителей.

— Всех членов своей семьи и родственников.

— Местоположение предмета (слева, справа, между).

— Время суток, их последовательность.

— Времена года, их последовательность.

— Названия детёнышей.

— Правую и левую руку.

— Основные и некоторые оттеночные цвета.

— Геометрические фигуры: круг, треугольник, квадрат, овал, прямоугольник.

— Размер предметов: по длине, по высоте, по ширине.

— Формы вежливого обращения к взрослым и сверстникам с просьбой, благодарностью, обидой, жалобой.

— Названия предметов и материалов, из которых они изготовлены (бумага, дерево, резина и др.). — Названия живых существ и сред их обитания (земля, почва, воздух).

— Слова, обозначающие некоторые родовые и видовые обобщения (мебель, цветы, деревья, игрушки, посуда, животные, одежда, обувь, птицы, насекомые, овощи, фрукты).

Ребенок должен уметь:

-Высказываться о себе, своём самочувствии, настроении и отвечать на соответствующие вопросы окружающих.

-Употреблять существительные с обобщающим значением: мебель, овощи, фрукты, ягоды, животные и т.д..

-Правильно согласовывать слова в предложении в роде, числе, падеже.

-Образовывать форму множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных (употреблять эти существительные в именительном и родительном падежах (лисята — лисят, медвежата — медвежат).

-Правильно использовать форму множественного числа родительного падежа существительных (ложек, вилок, груш, яблок).

-Использовать в речи простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.

-Задавать вопросы, отвечать на вопросы, слушать ответы товарищей, участвовать в коллективном разговоре, поддерживать общую беседу.

-Пересказывать небольшие сказки и рассказы.

-Составлять небольшие рассказы о предмете, по содержанию сюжетной картины.

-Правильно пользоваться количественным счетом.

-Выделять идентичный объект (такой же формы, такого же размера, цвета) по образцу, схематическому изображению.

-Определять направление движений от себя (направо, налево, вперёд, назад, вверх, вниз).

Если по итогам диагностики речевое развитие вашего малыша значительно отстает от возрастной нормы, то родителям (законным представителям) предлагается посетить психолого-медико -педагогическую комиссию. Дошкольники старших групп, имеющие незначительные речевые нарушения, посещают пункт коррекционно-педагогической помощи в учреждении.

Преимущества специальной группы:

Наличие специалистов, осуществляющих коррекционно- развивающую работу: учитель-дефектолог, воспитатели дошкольного образования, педагог-психолог, музыкальный руководитель, руководитель физического воспитания.
Малая численность детей (12 человек), которая дает возможность осуществлять индивидуальный подход к каждому ребенку в течение дня.
Осуществление образовательной деятельности на основе специально разработанных программ для детей с нарушениями речи.
Углубленная работа по разделу «Обучение грамоте», что важно для подготовки ребенка к школе.
Специально организованная система ежедневной слаженной работы всех участников образовательного процесса (специалистов учреждения – родителей — ребенка):
— индивидуальные и подгрупповые занятия учителя-дефектолога с ребенком;

— коррекционно-развивающие индивидуальные и подгрупповые занятия воспитателя с детьми по заданию учителя-дефектолога (вторая половина дня);

— еженедельные занятия с ребенком родителей по индивидуальным тетрадям.

Срок пребывания в данной группе в среднем составляет 2 года.

Уважаемые, родители! Чтобы принять правильное решение взвесьте все «за» и «против», чтобы не кусать локти о том, чего уже может быть, не исправишь…..

Артикуляционная гимнастика, как основа правильной речи.

 Грамотная, чёткая, чистая и ритмичная речь ребёнка — это не дар, она приобретается благодаря совместным усилиям родителей, педагогов и многих других людей, в окружении которых малыш растёт и развивается. В первую очередь такая речь характеризуется правильным произношением звуков.  Правильное произношение звуков обеспечивается хорошей подвижностью и дифференцированной работой органов артикуляционного аппарата. Выработать чёткие и согласованные движения органов артикуляционного аппарата помогает артикуляционная гимнастика. Что же это такое и зачем она нужна?                                                                                                                                                                                      Для занятий дома с родителями предлагается проводить артикуляционную гимнастику, тем более, что в раннем возрасте и младшем возрасте только этот подготовительный этап уже может помочь малышу достичь правильного звукопроизношения. Упражнения подбирает в соответствии с нарушением речи ребёнка учитель-дефектолог. Проверив, какие звуки не произносит Ваш ребёнок, учитель-дефектолог подберёт комплекс упражнений именно для этого нарушения. Для неговорящих детей и детей с большим количеством дефектных звуков, подойдёт основной комплекс артикуляционной гимнастики.

При подборе и выполнении упражнений необходимо соблюдать определённую последовательность:      — От простого упражнения к сложному.                                                                                                                              — Выполнение упражнения в медленном темпе — обязательно перед зеркалом.                                                 — Достаточно несколько раз повторить упражнение, но качественно.                                                                     — Увеличение количества повторений до 10–15 раз.                                                                                              Ребёнок выполняет правильно движения — убираем зеркало.                                                        Артикуляционную гимнастику ребёнку должен показать взрослый, для этого он сам должен правильно выполнять все упражнения.                                                                                                                                              Для примера рассмотрим «Комплекс упражнений, вырабатывающих правильный артикуляционный уклад звуков Л -ЛЬ».

Лягушка-Хоботок

На счёт «раз-два» чередовать упражнение «Лягушка» — (улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы) «Хоботок»(губы и зубы сомкнуты, с напряжением вытянуть губы вперёд трубочкой).

Лопаточка

Улыбнуться, открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать в спокойном состоянии на счёт до 5.

Накажем непослушный язычок

Положить широкий язык между губами и пошлёпать его «пя-пя-пя».

Вкусное варенье

Улыбнуться, открыть рот. Языком в форме чашечки облизывать верхнюю губу сверху-вниз (можно помазать её вареньем). Нижняя губа не должна обтягивать зубы.

Качели

Улыбнуться, открыть рот. На счёт 1–2 поочерёдно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом неподвижна.

Наберитесь терпения! Помните, что выполнение артикуляционных упражнений — это трудная работа для ребёнка. Не укоряйте ребёнка, а хвалите. Поощрение придадут малышу уверенность в своих силах и помогут быстрее овладеть тем или иным движением, а значит, быстрее овладеть правильным звукопроизношением.

 

Несколько «почему» детям необходимо читать

  1. Благодаря чтению развивается речь ребенка и увеличивается его словарный запас. Книга учит маленького человека выражать свои мысли и понимать сказанное другими людьми.
  2. Чтение развивает мышление. Из книг ребенок учится абстрактным понятиям и расширяет горизонты своего мира. Книга объясняет ему жизнь и помогает увидеть связь одного явления с другим.
  3. Работа с книгой стимулирует творческое воображение, позволяет работать фантазии и учит детей мыслить образами.
  4. Чтение развивает познавательные интересы и кругозор. Из книг ребенок узнает о других странах и другом образе жизни, о природе, технике, истории.
  5. Книги помогают ребенку познать самого себя. Для чувства собственного достоинства очень важно знать, что другие люди думают, чувствуют и реагируют так же, как он.
  6. Хорошую детскую книгу можно читать ребенку вслух. Процесс совместного чтения способствует духовному общению родителей и детей, установлению взаимопонимания, близости, доверительности. Книга объединяет поколения.
  7. Книги — помощники родителей в решении воспитательных задач. Они учат детей этике, заставляют размышлять о добре и зле, развивают способность к сопереживанию.
  8. Чтение — самое доступное и полезное занятие для интеллектуального и эмоционально-психического развития ребенка. Книгу можно брать с собой куда угодно.