Советы учителя-дефектолога пункта коррекционно-педагогической помощи

 

Использование информационно-коммуникационных технологий                 для развития речи детей дома.

Закрепление звуков в речи – это тренинг: чем больше количество повторений, тем быстрее и качественнее идет введение звуков в речь ребенка. Другими словами, формируется привычка правильного произношения, вытесняя привычку дефектного произношения.

Ребенок и он-лайн игры – явление в современном обществе привычное, но полезное ли? Использование компьютера – еще одна сфера, где можно успешно сочетать получение полезных знаний с развитием интеллектуальных и творческих способностей. Логопедические игры он-лайн помогут вашему малышу провести время с пользой и с интересом.

Логопедические распевки. Основной принцип – тесная связь речевого материала с музыкой и движением. Тексты песенок вызывают у детей интерес, создают радостное настроение, впечатления делают эмоционально богаче, помогают легче преодолеть комплексы и речевые нарушения.

Обучающие презентации. «Презентация — это — обучающий мини мультик, это электронная звуковая книжка с красивыми картинками, это отличное пособие для мам рассказать своему ребенку об окружающем мире так, как она сама его видит, не выходя из дома и не летая в дальние страны». Применение обучающих мультимедийных презентаций позволяет повысить эффективность процесса обучения и развития ребенка, открывает новые возможности образования.

В разделе «Обучение чтению и счёту» Вы найдёте простые, но эффективные игры, которые помогут легко выучить дошкольнику буквы, цифры, научиться читать и считать. Там предлагаются картинки-раскраски по различным лексическим темам, которые отрабатываются на коррекционных занятиях в учреждении дошкольного образования. Вы вместе с детьми можете распечатать и раскрасить эти картинки, а затем вклеить их в тетрадь, закрепляя тем самым словарь по этой теме.

Онлайн-игра «Алфавит-раскраска» — игра помогает запомнить названия букв русского алфавита, тренирует в подборе слов на заданную букву, развивает фонематическое восприятие.

Онлайн-игра «Фонетическая раскраска» — игра помогает в развитии фонематического восприятия, формирует навык выделения звука в слове, помогает научиться производить фонетический анализ слова.

Ребёнок выбирает звук, слышит его и видит на экране 4 картинки. Названия некоторых картинок содержат выбранный звук, их можно раскрашивать, щелкая на отдельные части картинки кисточкой. Названия других картинок не содержат выбранный звук, при попытке их раскрасить будет раздаваться звуковой сигнал.

Помните! Компьютер не заменит живого общения, игры с ребенком, но может стать помощником при соблюдении временных интервалов.

                Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой:

  1. Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по раз­витию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.

  2. Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.

  3. Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту». Надо помнить, что чёткое произношение звуков является основой при обучении письму на началь­ном этапе.

  4. Занятия артикуляционной гимнастикой позволят всем — и детям и взрослым — научиться говорить правильно, чётко и красиво.

                        Как правильно заниматься артикуляционной гимнастикой?

Сначала познакомьте ребёнка с основными положениями губ и языка с помощью весёлых историй о Язычке. На этом этапе малыш должен повторять упражнения 2-3 раза. Затем повторяйте с ним все упражнения, используя карточки не менее 5-6 раз, которые помогут быстрее освоить все упражнения, к тому же по ним можно заниматься, не имея под рукой дополнительных книг.

 Не забывайте выполнять задания, направленные на развитие голоса, дыхания и речевого слуха. Это очень важно для правильного звукопроизношения.

           Упражнения на повторение помогут отработать определённые положения органов ар­тикуляции, необходимые для произношения звуков, которые вызывают наибольшие трудности имен­но у вашего малыша.

                                 Рекомендации к проведению упражнений:

Сначала упражнения надо выполнять медленно, перед зеркалом, так как ребенку необходим зри­тельный контроль. После того как малыш немного освоится, зеркало можно убрать. Полезно задавать ребёнку наводящие вопросы. Например: что делают губы? что делает язычок? где он находится (ввер­ху или внизу)?

Затем темп упражнений можно увеличить и выполнять их под счёт. Но при этом следите за тем, чтобы упражнения выполнялись точно и плавно, иначе занятия не имеют смысла.

Лучше заниматься 2 раза в день (утром и вечером) в течение 5-7 минут, в зависимости от возраста и усидчивости ребёнка.

Занимаясь с детьми 3-4-летнего возраста, следите, чтобы они усвоили основные движения.

К детям 4-5 лет требования повышаются: движения должны быть всё более чёткими и плавны­ми, без подёргиваний.

В 6-7-летнем возрасте дети выполняют упражнения в быстром темпе и умеют удерживать положение языка некоторое время без изменений.

Если во время занятий язычок у ребёнка дрожит, слишком напряжён, отклоняется в сторону и малыш не может удержать нужное положение языка даже короткое время, обязательно обратитесь к логопеду. Возможно, понадобятся помощь врача-логопеда и специальный массаж.

             Правильное произношение звуков наряду с богатым словарным запасом и грамматически верной, хорошо развитой, связной речью является одним из основных показателей готовности ребёнка к школьному обучению.

Желаем успехов!

                     Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?

  1. Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.

  2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.

  3. Малыш учится концентрировать своё внимание и  правильно  его  распределять.

  4. Если ребёнок будет  выполнять  упражнения,  сопровождая  их  короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями.

  5. Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.

  6. У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.

  7. В результате усвоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

«Вырабатываем привычку правильного произношения»

   Звуки поставлены и введены в речь, но если не контролировать речь ребёнка, он легко может их вновь утратить, и всё придётся начинать сначала.   Дома, во время прогулок, поездок:

— вы также можете контролировать произношение «трудного» звука у ребёнка в спонтанной речи, попросив рассказать о чём-то, описать предмет;

— не упустите возможность использовать новые впечатления ребенка для развития выразительности речи;

— при описании пейзажа обращайте внимание ребенка на использование прилагательных и других частей речи, делающих нашу речь богаче;

— чаще говорите с ребёнком и не только на бытовом уровне, следите за собственной речью, избегайте слов-паразитов, ведь дети очень часто копируют речь родителей, их манеру общения.

  Закрепление звуков в речи – это тренинг: чем больше количество повторений, тем быстрее и качественнее идет введение звуков в речь ребенка. Другими словами, формируется привычка правильного произношения, вытесняя привычку дефектного произношения.

 

Памятка для родителей «Развитие речи ребенка»

Чтобы помочь ребенку, запомните эти правила:

— не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития ребенка; не перегружайте его речевыми занятиями; игры, упражнения, речевой материал должны соответствовать его возрасту;

— в общении с ребенком следите за своей речью; говорите с ним не торопясь, звуки и слова произносите четко и ясно, при чтении не забывайте о выразительности; непонятные слова, обороты, встречающиеся в тексте, непременно объясните ребенку;

— не подделывайтесь под детскую речь, не злоупотребляйте также уменьшительными и ласкательными суффиксами – все это тормозит речевое развитие ребенка;

— стремясь показать малышу неточности и ошибки в его речи, будьте осторожны и ни в коем случае не смейтесь над ним; самое лучшее – тактично поправьте его и покажите, как надо произнести то или иное слово: если ребенок торопится высказать свои мысли или говорит тихо, напоминайте ему: говорить надо внятно, четко и не спеша.

— не оставляйте без ответа вопросы ребенка. И не забудьте проверить: а понятен ли ему ваш ответ?

— если в доме есть магнитофон (любое другое устройство, на которое можно записывать звуки), раз в месяц записывайте речь ребенка, такие записи не только помогут в работе над речью, но со временем будут хорошим подарком для сына или дочери.

 

Чем и как занять ребенка дома?

Уважаемые родители!

Вечера будних дней и выходные в жизни вашего ребенка всецело принадлежат вам, самым близким и дорогим для него людям — родителям.

Чем заняться с ребенком в это время? Почитать? Посмотреть новую телепередачу? А может быть, отправиться в поход?

Предлагаем вашему вниманию игры, которые помогут заинтересовать ребенка дома.

  1. Разноцветное меню. Предложите ребенку составить меню из продуктов одного цвета. Для начала вместе решите, сколько продуктов будет входить в меню. Например, «Красное меню» из трех блюд: помидора, перца, свеклы. (Эта игра помогает развить логическое мышление и воображение ребенка, способствует сенсорному развитию — усвоению сенсорного эталона цвета.)
  2. Угадай-ка! Возьмите несколько предметов и внимательно рассмотрите их с ребенком. Завяжите ребенку глаза шарфом. Заверните один из предметов в платок и предложите на ощупь определить, что он держит в руках. А теперь, ваша очередь угадывать! (Игра способствует развитию тактильного восприятия, мышления и воображения ребенка.)
  3. Маленький Шерлок Холмс. Поставьте перед ребенком 5-7 предметов. Предложите ему хорошо их рассмотреть и запомнить. Затем попросите его отвернуться или крепко закрыть глаза, а сами уберите один предмет. Теперь он должен назвать исчезнувший предмет и описать его. Потом ваша очередь  запоминать предмет! (Игра помогает развить память, внимание, мышление.)

Предложенные игры помогут не только с пользой провести свободное время с ребенком, но и будут содействовать обогащению словарного запаса ребенка, развитию связной речи и психических функций (внимание, память, мышление).