Советы педагога-психолога

Уважаемые родители!

На этой страничке Вы сможете познакомиться с полезной информацией по воспитанию Вашего ребёнка.

   

               Педагог-психолог работает над коррекцией и развитием эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. Учит детей различать эмоции по их проявлениям, проигрывать различные эмоциональные состояния. На занятии использует игровые методы, элементы арт-терапии, музыкотерапии, наглядные пособия, словесные указания, метод проблемных вопросов, поощрения и одобрения. Обучает посредством игр и упражнений приемам снятия психоэмоционального напряжения. 

В детский сад без слез

Детский сад – начало нового периода в жизни ребенка. Это резкое изменение привычного образа жизни. И далеко не все дети легко переносят эту перемену. Самое главное условие прохождения успешной адаптации – готовность родителей, которым необходимо выработать положительный настрой на детский сад. Если вы верите, что это лучшее место для вашего ребенка, так же будет считать и ваш малыш, пусть пока на уровне внутренних ощущений. Если вы так не считаете, возьмите листочек и напишите ответ на вопрос «Зачем моему ребенку нужен детский сад?» (например, «У моего ребенка расширится круг общения»).

КАК НАДО ГОТОВИТЬСЯ К ПОСТУПЛЕНИЮ В ДЕТСКИЙ САД?

  • Готовьте ребенка к общению с другими детьми и взрослыми (посещайте детские площадки, ходите на праздники и дни рождения, приучайте к игре со сверстниками). Научите ребенка знакомиться с другими детьми, обращаться к ним, просить, а не отнимать игрушки, предлагать свои.
  • Учите ребенка дома всем навыкам самообслуживания (при одевании помощь должна быть сведена к минимуму, поэтому тугие застежки, шнурки замените на молнии, липучки, кнопки).
  • Постарайтесь соотнести режим ребенка дома к распорядку дня в садике.
  • Повысьте роль закаливающих мероприятий.
  • Не угрожайте ребенку детским садом, как наказанием за непослушание.
  • Готовьте ребенка к временной разлуке с вами и дайте ему понять, что это неизбежно лишь потому, что он уже большой. Расскажите ребенку, что такое детский сад, зачем туда ходят детки, что они там делают. Малышей пугает неизвестность. Когда ребенок видит, что ожидаемые события происходят, как и было обещано, он чувствует себя увереннее.
  • Рассказывайте родным и близким в присутствии ребенка о вашей радости. Говорите, что гордитесь своим ребенком, что его приняли в детский сад.
  • Не нервничайте и не показывайте свою тревогу накануне поступления.
  • Создайте спокойный, бесконфликтный климат в семье. Все время объясняйте ребенку, что он для Вас, как прежде, дорог и любим.
  • Разработайте, вместе с ним, несложную систему прощальных знаков и ему будет проще отпускать Вас.

И ВОТ ВАШ РЕБЕНОК ПРИШЕЛ В ДЕТСКИЙ САД…

Если вы учли все предыдущие рекомендации, то уже 90% самого сложного позади. Теперь:

  • В первое время соблюдайте режим кратковременного пребывания ребенка в детском саду, начиная с 2-х часов. Дайте ребенку возможность постепенно привыкнуть к новым условиям, людям, к отсутствию родителей.
  • Можете дать ему с собой в садик «частичку» дома (любимую игрушку, книжку и т.п.).
  • Ежедневно общайтесь с воспитателями, с целью выяснения, как вам скорректировать свои взаимоотношения с ребенком дома. Пусть воспитатели станут вашими помощниками.
  • Постарайтесь ничего не менять в жизни ребенка в этот период (не отучайте от соски и бутылочки сейчас – это нужно сделать заранее).
  • Берегите нервную систему ребенка (отложите на время походы в цирк, театр, гости). Эмоционально поддерживайте ребенка. Теперь вы проводите с ним гораздо меньше времени, так компенсируйте это качеством общения.

КАК НЕ НАДО ВЕСТИ СЕБЯ РОДИТЕЛЯМ С РЕБЕНКОМ, КОГДА ОН НАЧАЛ ПОСЕЩАТЬ ДЕТСКИЙ САД.

  • В присутствии ребенка плохо говорить о детском саде или обсуждать связанные с ним проблемы (проясняйте ситуацию, тревожащую вас, в мягкой форме или через специалистов).
  • Наказывать ребенка детским садом и в числе последних забирать домой.
  • Наказывать за детские капризы. Обратите внимание: ребенок капризен и своеволен лишь тогда, когда ему действительно ничто не угрожает. Балуясь он определяет до каких допустимых границ могут простираться его действия. При малейшем страхе он бежит искать защиты у взрослых, ведь своего опыта поведения у него еще нет. Поэтому родителям необходимо дать образец новых форм поведения в изменившихся условиях.

АДАПТАЦИЯ ЗАКОНЧЕНА, ЕСЛИ:

  • У ребенка стабильное положительное психоэмоциональное состояние в течение недели, т.е. ваш ребенок в основном пребывает в хорошем настроении, активно играет, хорошо кушает и спокойно спит;
  • У него отсутствуют заболевания; есть динамика массы тела;
  • Наблюдается динамика психомоторного развития.

Наблюдайте за своим ребенком, прислушивайтесь к нему и он Вам сам подскажет наиболее оптимальные для него воспитательные методы и приемы.

Выполняйте данные рекомендации и тогда ваш ребенок легко, и без тяжелых переживаний справится с предстоящим испытанием, а его адаптация не будет мучительной ни для него, ни для Вас.

  Как научить ребёнка дружить

Для того, чтобы научить своего ребенка  дружить, для начала нужно рассказать, что такое дружба, как дружат и какие радости это приносит. Почитайте книги с рассказами и сказками  о дружбе, обязательно обговорите, что прочитали, чтобы узнать, какой вывод сделал малыш из услышанного рассказа.

Смотрите мультфильмы и пойте песни о дружбе. Попробуйте нарисовать или сделать аппликацию на тему дружбы. Научите ребёнка знакомиться, старайтесь чаще ходить в гости и играть в детских коллективах, на детских площадках. Чем больше в окружении ребенка будет детей, тем легче ему будет общаться и заводить друзей.

Помните, не нужно заставлять своего ребенка дружить, если он не хочет. Следует учитывать и его возрастные особенности:

Дети от полутора до двух лет  уже сотрудничают друг с другом, играют в песочнице, строят замки, разговаривают, делятся игрушками. Детей такого возраста притягивают только те ребята, которые занимаются тем же делом, что они. Эту дружбу можно назвать «территориальной». Дети общаются «языком тела». Но уже здесь можно заметить и симпатии и антипатии ребенка, с кем он играет, а с кем играть не хочет. При виде знакомого друга малыш может улыбаться и радостно прыгать.

Нужно заметить, что возраст двух лет  сопровождается эгоцентричностью, он может жадничать, плакать из-за того, что мама обратила внимание на другого ребенка, выражать «своё Я».

В возрасте от трёх до пяти лет дети используют такие понятия, как «дружить», «дружу», «друг», «подружка», «дружба». В этом возрасте у ребенка много друзей. С одними он дружит сегодня, с другими завтра. На протяжении часа они могут быть лучшими друзьями, а уже через пять минут поссориться и не дружить. Отношения неустойчивы, подвержены эмоциональности. Но именно в этом возрасте и закладываются понятия дружбы. Очень важно влияние взрослых, которые должны помогать, быть рядом и поддерживать в минуты ссор с друзьями, рассказывать, как дружить, мириться и не ссориться. Здесь важно научить детей правильно налаживать взаимодействие друг с другом.

Дети от шести лет уже не называют друзьями всех знакомых. Среди них выделяют только несколько детей и чаще дружат по интересам. Эта дружба уже похожа на «взрослую дружбу». К расставаниям и ссорам некоторые дети этого возраста относятся болезненно, очень переживают.

Будьте внимательны к своему ребёнку, интересуйтесь его друзьями, учите строить взаимоотношения с другими людьми!

Ребёнок у экрана

В наши дни телевизор, компьютер прочно вошли в жизнь малышей. Во многих семьях как только ребенок начинает сидеть его усаживают перед экраном телевизора, который все больше заменяет бабушкины сказки, мамины колыбельные, разговоры с отцом … экран становится главным воспитателем ребенка. Однако это, казалось бы, безопасное занятие может повлечь за собой весьма печальные последствия не только для здоровья ребенка, но и для его психического развития. В настоящее время, когда подрастет первое поколение «экранных детей» эти последствия становятся все более очевидными.

Одно из них — отставание в развитии речи. Дети поздно начинают говорить, мало и плохо разговаривают, их речь бедна и примитивна. Овладение речью в раннем возрасте происходит только в живом общении, когда малыш вступает в диалог. В последние годы отмечают у детей неспособность к самоуглублению, отсутствие заинтересованности делом. Появилось новое заболевание — дефицит концентрации внимания. Это заболевание особенно ярко проявляется в процессе обучения и характеризуется гиперактивностью, ситуативностью, рассеянностью. Таким детям необходима постоянная внешняя стимуляция. Многим детям трудно воспринимать информацию на слух. Короткие предложения они не способны удержать в памяти, поэтому детям не интересно читать даже самые интересные книги.

Еще один факт, который отмечают почти все педагоги и психологи — это резкое снижение фантазии детей. Их ничего больше не интересует и не увлекает. Дети предпочитают нажать кнопку телевизора и ждать новых, уже готовых развлечений, не требующих никакой внутренней работы ребенка.

Но, пожалуй, самое явное свидетельство нарастания внутренней пустоты — это детская жестокость и агрессивность. И всему виной телевизор, который совершенно поглощает внимание малыша, подменяя собой любое общение с взрослым.

Детский возраст — период наиболее интенсивного становления внутреннего мира, формирования личности. Наверстать упущенное в этом возрасте практически невозможно. 6-7 лет — зарождение фундаментальных способностей человека. Поменять фундамент, когда здание построено уже нельзя. Следовательно, ранний возраст является наиболее ответственным — он определяет дальнейшее развитие человека.

Полноценное человеческое развитие ребенка возможно только в интенсивном и непрерывном общении с близкими взрослыми. Никакие технические средства не способны заменить живого человека, не могут открыть культурный смысл окружающих вещей.

Как бороться с детской истерикой

Наверное, не найдется родителей, которые не сталкивались с тем, чтобы любимое чадо добивалось своего, пуская в ход слезы и крики. Но помочь ребенку перестать капризничать – посильная задача. Для этого нужно понять, что его к этому побуждает.

Маленькие дети не способны к самоконтролю, поэтому все их эмоции и чувства на лицо. К тому же с возрастом они понимают, что не родители их слушаются, а наоборот. Это может вызывать внутренний протест, проявляющийся в виде истерик, которыми ребенок испытывает терпение взрослых.

Учитесь понимать малыша. Дети острее реагируют на неудачи и трудности. Смотря на ситуацию глазами ребенка, вы сможете лучше понять его чувства и побуждения.

Не теряйте самоконтроль, когда у вашего ребенка случается истерика. Старайтесь не обращать внимание на его поведение, насколько это будет возможно. Помня причину истерик, вам будет проще сохранять спокойствие.

Твердо держитесь своих слов и не давайте слабину. Дети – хорошие психологи, поддавшись на их провокацию, ждите ее повторения снова и снова, поэтому спокойно покажите свою позицию.

Будьте терпеливы. Не стоит ожидать, что истерики моментально прекратятся, особенно если малыш понял, что вы поддаетесь на манипуляции. Проявляя терпение и будучи последовательными в своих словах и действиях, вы поспособствуете тому, что истерики постепенно сведутся к нулю.

Как правильно хвалить ребенка

Каждый человек, будь-то ребенок или взрослый, нуждается в поощрении. Похвала как-то особенно придает нам сил для новых дел. Доброе слово творит чудеса.

  1. Хвалите ребенка за конкретные действия. Старайтесь хвалить так, чтобы он понимал, что именно сделал хорошо и почему вообще это хорошо. 

Например, если хвалите за то, что он нарисовал красивый рисунок, обратите внимание на детали: «Такое солнышко красивое у тебя получилось! И вон та птичка, как настоящая». Даже обращенная к маленькому ребенку похвала, должна быть адекватна ситуации. Важно хвалить действие, а не личность. Можно также указать на то, какую трудную задачу выполнил малыш, например: «Это очень непросто — нарисовать птичку».

  1. Подкрепляйте похвалу невербальными компонентами: улыбкой, объятием, поцелуем. Малыш должен чувствовать, что вы искренне обрадованы его действием, а не похвалили его, только чтобы «отвязаться». К тому же психологи рекомендуют обнимать и целовать ребенка не менее четырех раз в день.
  2. Не сравнивайте ребенка с другими! Вы наверняка уже слышали, насколько нежелательно сравнивать свое дитя с другими детьми, когда указываете на его ошибки. С похвалой дела обстоят так же. Когда хвалите ребенка, не надо указывать, что он сделал что-то лучше Васи, Пети, Маши. Не воспитывайте в нем чувство превосходства.
  3. Не нужно хвалить за каждую мелочь, иначе смысл похвалы теряется. И этим вы рискуете, что через некоторое время ребенок будет ожидать поощрения, чуть ли не за каждое свое действие. А в случае, если не дождется, будет в недоумении и растерянности.
  4. Старайтесь различать в похвале, что ребенку удается с легкостью, а что с трудом. Сильно не акцентируйте внимание на природных данных (силе, гибкости и т.п.) Напротив, обращайте внимание на достижения ребенка, которые даются ему не без усилий. Хвалите его, если он старается и не сдается.

И последнее….. «Если вы не знаете, за что похвалить ребенка, придумайте это!» — советует психиатр и психотерапевт В. Леви, в своей книге «Нестандартный ребенок».

Ребенок с моторчиком

Бывают дети, за которыми очень сложно успеть: они то здесь, то там, то играют с одной игрушкой, то вот уже через минуту в другой части комнаты играют с другой. Иначе говоря, непоседы. Но стоит отметить, что очень активный ребенок — это еще не признак гиперактивности.

Гиперактивность может подтвердить только врач, проведя некоторые исследования, в том числе исследование деятельности мозга. Но родители обычно об этом не задумываются и сами диагностируют гиперактивность. Они считают, что если ребенок постоянно прыгает, бегает, не сидит на месте, быстро переключает свое внимание с одного дела на другое — это обязательно гиперактивный ребенок. А то, что это может быть проявление характера, темперамента, простой детской нормальной энергичности — это им в голову не приходит. И все-таки когда ребенок с моторчиком, то с ним бывает непросто. Ему не понять, что у мамы еще куча дел, и она устает. Но есть несколько простых советов, которые помогут родителям, у которых детки очень активные.

Во-первых, необходимо установить режим. Это совсем не говорит о том, что все дела надо планировать с точностью до 5 минут, просто нужно подобрать приемлемое семейное расписание (сон, принятие пищи, прогулка и так далее), которому в идеале необходимо придерживаться с рождения малыша.

Во-вторых, прогулки. Гулять с активным ребенком нужно как можно дольше и активнее. Делать это надо в любую погоду. Свежий воздух благоприятно влияет на весь организм в целом, а также, в частности, укрепляет иммунитет, стимулирует работу мозга, улучшает внимание и память. На улице ребенку стоит позволять больше, чем дома, а именно: разрешать бегать, прыгать, кататься с горок, валять в траве, может быть бегать по лужам и прочее.

В-третьих, активному дошкольнику обязательно надо спать днем. Отход ко сну необходимо организовывать спокойно и настойчиво. Возможно, стоит принять успокаивающую ванну с травами, сделать легкий массаж, поиграть в спокойные игры, почитать книгу малышу, включить тихую спокойную музыку и так далее.

И последнее, стоит задуматься — возможно, ребенок своей активностью хочет показать, что ему не хватает внимания родителей, их заботы, любви. Понятно, что зачастую родители стараются работать больше и больше, чтобы иметь возможность дать ребенку больше, чтобы он ни в чем себе не отказывал, но ведь любовь не купишь, и никакие деньги не заменять маминого тепла, игр с папой. Надо больше времени проводить со своими детками, они ведь так быстро взрослеют!

Кризис трёх лет

Упрямство, протесты, истерики и своеволие — частые проявления кризиса 3 лет у детей. Еще вчера милый и послушный, малыш вдруг превращается в тирана, устраивающего истерики по любому поводу.

Три года – возраст, когда ребенку так хочется ощутить себя взрослым и самостоятельным, в этом возрасте дети уже имеют собственное «хочу» и готовы отстаивать его перед взрослыми. Это время открытий и находок, возраст пробуждения фантазии и осознания себя как личности.

Ярко выраженная особенность данного периода — кризис трех лет. У малышей он может проявляться по разному, но основными «симптомами» являются крайнее упрямство, негативизм и своеволие. Малыш отказывается ложиться спать, не хочет сам одеваться, убирать игрушки. Капризничает – «Я хотел пойти другой дорогой!» (Когда пройдено уже половина пути и свернуть на другую дорогу уже нет возможности). Кричит и топает ногами, если родители не выполняют любую его просьбу.

Нередко такое поведение ребенка застает родителей врасплох. Еще вчера ребенок с удовольствием выполнял все несложные поручения, и вдруг он начинает все делать «наоборот» — убегает, когда его зовут, раздевается, когда просят одеться теплее. Порою, кажется, что он забыл все слова, кроме «Нет» и «Не хочу». Не зная, как реагировать на детские истерики и демонстративное неподчинение, родители теряются и сердятся.

Как реагировать родителям? Что делать родителям, если ребенок ведет себя вызывающе? В первую очередь, не стоит заострять внимание на плохом поведении ребенка, и тем более пытаться сломить его. Это не приведет ни к чему хорошему. Но и впадать в другую крайность – вседозволенность, тоже нельзя. Ребенок не должен решить, что истерика – это надежный способ добиться своего. Самое мудрое, что могут сделать родители в данной ситуации – отвлечь ребенка, переключить его внимание на что-то другое. Например, предложить почитать ему любимую книжку или вместе поиграть в какую-нибудь игру. Конечно, если ребенок уже достиг пика истерики, это не сработает. В этом случае приступ детского гнева нужно просто переждать.

Если вы находитесь дома – твердо скажите ребенку, что вы поговорите с ним, когда он остынет, и займитесь своими делами. Оставайтесь спокойны, как бы трудно это ни было. После этого объясните ребенку, что вы его очень любите, но капризами он ничего не добьется.

Если истерика случилась на улице или в магазине (а дети любят работать на публику), по возможности лишите ребенка зрителей. Для этого можно просто перенести ребенка в менее людное место. Старайтесь избегать ситуаций, когда ребенок может ответить «нет». Не давайте ему прямых указаний: «Одевайся, мы сейчас пойдем гулять», а создайте иллюзию выбора: «Ты хочешь погулять во дворе или в парке?», «Мы будем играть в песочнице или пойдем на горку?».

Кризис 3 лет у детей – серьезное испытание для родителей, но ребенку в это время приходится еще тяжелее. Он не понимает, что с ним происходит, и не в состоянии контролировать свое поведение. И ему нужна ваша поддержка. Не забывайте хвалить малышей за хорошее поведение и поощряйте самостоятельность «Катюша молодец! Маленькие детишки не умеют убирать за собой игрушки, а Катюша умеет», расскажите бабушке или папе, пришедшему с работы: «Сегодня Катюша такая умница – сама днем спать легла». Это поможет сформировать у ребенка положительный образ себя.

Реакция родителей на капризы ребенка при кризисе 3 лет — очень важный вопрос. Конечно, упрямство любимого чада огорчает родителей, испытывая их нервы на прочность. Трехлетка настойчиво проверяет границы дозволенного, и если вы где-то дадите слабину или наоборот чересчур жестко поведете себя – в ответ получите неадекватную реакцию на, казалось бы, простую просьбу.

Поэтому будьте спокойны в любой ситуации и даже если очень сложно – держите себя в руках. Ведь кризис 3 лет у ребенка – это вовсе не проявление вредности или негативной наследственности, а природная необходимость испытать себя, закрепить ощущение силы воли и собственной значимости. Это жизненный этап, без которого невозможно становление личности ребенка. Поэтому ваш девиз на этот год: терпение, терпение и терпение!

Как помочь родителям научиться контролировать негативные эмоции?

 

Чтобы избавиться от склонности выплескивать накопленные за день чувства на малышей, следует специально уделять некоторое время освобождению от стресса и разрядке эмоционального напряжения.

  1. Определите источник. Раздражение и чрезмерная чувствительность могут быть обусловлены отсутствием полноценного отдыха, нахождением рядом неприятного вам человека, большим количеством нагрузок и так далее. Поэтому, прежде чем бороться с негативными эмоциями в целом, нужно понять, откуда они появляются.
  2. Избегайте отрицательного. Очень часто на мышлениелюдей влияет их окружение. Поэтому не стоит удивляться тому, что вы более категоричны, чем прежде, если вокруг вас вращаются люди, постоянно критикующие других, выискивающие их недостатки и высказывающиеся обо всем лишь в отрицательном свете. Старайтесь держаться от них подальше. Если это невозможно, то не соглашайтесь с их словами и при случае переводите разговор в положительное русло. Со временем они либо переймут ваш взгляд, либо не будут делиться отрицательными мыслями с вами, зная, что вы не поддержите разговор. То же самое касается негативных передач или ситуаций, которые вызывают у вас отрицание – им не место в вашей жизни.
  3. Будьте терпеливы.Настройтесь на то, что люди вокруг будут доставлять вам хлопоты. Не принимайте их недостатки близко к сердцу и будьте снисходительны. Если чувствуете, что вот-вот взорветесь, то мысленно отвлекитесь, сделайте несколько глубоких вдохов или вообще уйдите из помещения на несколько минут, чтобы передохнуть и перевести дух.
  4. Отдыхайте.Когда человек не высыпается ночью или настолько занят днем, что не может спокойно сесть отдохнуть и перекусить, то усталость начинает накапливаться и со временем выплескивается в негативных эмоциях. Поэтому возьмите за правило, несмотря на загруженность, делать перерывы на работе и вовремя ложится спать. Если сразу у вас это не получится, то пересмотрите свой ежедневный график и внесите в него необходимые изменения. Возможно, вы взяли на себя много обязанностей, которые вам не под силу.
  5. Анализируйте ситуации.Для того чтобы не повторять своих ошибок из раза в раз, нужно делать мысленный анализ ситуации и стараться понять, из-за чего именно вы вышли из себя. Также будет полезно поразмышлять над тем, что можно предпринять, чтобы в следующий раз подобное не повторилось.
  6. Выход эмоций– совершенно нормальная физиологическая реакция, позволяющая регулировать психическую жизнь. Проявление чувств способствует освобождению от ненужного внутреннего напряжения. Важно лишь, чтобы выход эмоционального заряда оставался в социально приемлемых рамках и не нарушал чужого достоинства, норм морали и права!

Как избавить детей от страхов

К страхам зачастую приводит большое количество запретов и малые количества тепла и ласки. Порой страхи в жизнь детей привносим мы сами, взрослые, пугая их Бабаями, Бабками Ёжками и т.п.

ЕСЛИ РЕБЕНОК БОИТСЯ, НЕЛЬЗЯ:

1.     Смеяться над ним, называть «трусишкой», высмеивать его при других детях.
2. Наказывать за страх, запирать ребёнка одного в темной или тесной комнате.
3. Пугать, угрожать (Например, «Позову доктора, пусть тебе укол сделают», «Придёт собака и тебя укусит»).

КАК ПРЕОДОЛЕТЬ СТРАХ?

Если ребёнок  боится темноты:

1. Не надо плотно закрывать двери в его комнату.

2. Постепенно приучать ребёнка взаимодействовать в темноте: вместе с ребёнком совершить путешествие по темной комнате вокруг его кровати, прокладывая пути к предметам, которые понадобятся ночью, придумать игру, в ходе которой нужно входить в темную комнату, например, спрятать в квартире лакомства, и самые любимые — в темной комнате.

Перед сном нельзя устраивать шумные игры, смотреть страшные фильмы, читать сказки про волков, людоедов, злых волшебников и др.

Перед сном надо придумывать и рассказывать добрые истории (например, из жизни белок),  создать дома спокойную обстановку.

Если ребенок боится Бабу Ягу, ведьму, клоуна и др. персонажей:

1. Предложить нарисовать их, а потом добавить что-нибудь смешное комическое в их изображение.

2. Поиграть в этих сказочных героев, но привнести в их черты добрые качества.

Если ребенок боится собак:

1. Купите ему игрушечную собаку, которую он может бросать, трогать, играть.

2. Подзовите к себе забавного щенка и дайте ребенку возможность вдоволь насмотреться на его выходки, оставаясь рядом с ребенком, чтобы он не тревожился.

Как преодолеть детскую тревожность

Необходимо понять и принять тревогу ребенка, он имеет на нее полное право. Можно поделиться своей тревогой, но лучше в прошедшем времени: боялся, но потом удалось сделать то-то и то-то.

Помочь ребенку в преодолении тревоги — значит создать условия, в которых ему будет не так страшно. Если ребенок боится засыпать в темноте, пусть засыпает при свете, если боится спросить дорогу у прохожих, спросите вместе с ним. Таким образом, вы показываете ему, как можно решать тревожащие его ситуации. Делайте вместе с ребенком, но не вместо него.

Надо готовить ребенка к переменам, рассказывать, что его ждет.

Если не удастся разговорить ребенка, но вы подозреваете, что его что-то гнетет, поиграйте с ним. Спросите, например, чего боятся солдатики или куклы? А как им помочь преодолеть страх?

Если ребенок напряжен, предложите ему упражнение для расслабления: глубокий вдох, улыбнуться, представить что-то приятное.

 

Будьте сами более оптимистичными!   Следите за выражением своего лица. Улыбайтесь чаще. Убеждайте ребенка, что все будет хорошо.

Как правильно наказывать ребенка

Для того, чтобы родитель имел безусловное право наказать собственного ребенка, ему необходимо четко и вразумительно объяснить малышу, что такое — хорошо, а чего делать нельзя. Ребенок должен ясно осознавать, где проходит граница дозволенного.

Детям дошкольного возраста свойственно во всем помогать взрослым. Не надо ругать ребенка, если у него не получается, и не надо его прогонять, говорить, что он мешает, иначе, когда подрастет, будет тяжело его заставить все это делать. Ведь в этом возрасте дети приучаются к труду.

Когда ребенок дерется, кричит, то есть ведет себя агрессивно, не стоит отвечать тем же. Дети часто подражают родителям, поэтому покажите пример, как надо вести себя. Поиграйте с ребенком в разные ситуации, спросите, как он себя чувствует, когда его обидели, покажите, как надо выйти из данного положения правильно.

Ни когда не говорите ребенку, что он плохой. Это плохо скажется на его самооценке. Когда наказываете, надо давать понять, что плохой не ребенок, а тот поступок, который он совершил. А это можно исправить и так больше не делать.

Наказывать ребенка нужно таким образом, чтобы не разрушились доверительные и взаимоуважительные отношения между Вами и ребенком. Постарайтесь изначально понять мотивы поступка ребенка, поставьте себя на его место, попробуйте вникнуть в его логику. Часто этого достаточно, чтобы понять,  как наказывать и наказывать ли. Не наказывайте прилюдно. Больше разговаривайте, объясняйте.

Некоторые родители считают, что ремень – лучшее лекарство от непослушания. Однако физическое наказание вызывает у ребенка чувство обиды и озлобляет его. Дети, к которым применяли физическое насилие, вырастают замкнутыми и жестокими, стремятся побить более слабых. Ударив ребенка, можно нанести ему психическую травму, последствия которой проявятся не сразу, а через много лет.

Можно запретить ребенку смотреть любимые мультфильмы в этот день или лишить сладкого. Но, ни в коем случае, не лишайте его прогулки, ужина, то есть того, что является естественными потребностями ребёнка.

ШАГ ПЕРВЫЙ. Прежде чем лишить ребенка сладкого или запретить гулять, подумайте, заслужил ли он на самом деле такое наказание.

ШАГ ВТОРОЙ. Дайте сыну или дочери шанс осознать и исправить ошибку. Возможно, ребенок просто не знал, что так делать нельзя.

ШАГ ТРЕТИЙ. Если все же необходимо принять серьезные меры, объясните ребенку, за что он наказан.

ШАГ ЧЕТВЕРТЫЙ. Когда инцидент исчерпан, спокойно обсудите с ребенком его проступок. Выясните, сделал ли он для себя выводы и как намерен поступать в дальнейшем.

ШАГ ПЯТЫЙ. Обязательно обнимите и поцелуйте ребенка — он должен знать, что вы его любите и никакие наказания не изменят этого.

 

Профилактика семейного неблагополучия


К сожалению, в настоящее время в нашей стране очень широко распространено явление как социальное сиротство. Это когда юридически родители у ребенка есть, но фактически они не выполняют своих родительских функций. Социальное сиротство является признаком неблагополучия общества, и мы должны стремиться к тому, чтобы это явление было искоренено или сведено к минимуму.Всем известно, что семья оказывает самое сильное влияние на воспитание ребенка. Ни один детский сад, ни одна школа не смогут самостоятельно, без помощи родителей сформировать гармоничного и всесторонне развитого ребенка. Если в семье все благополучно, то и ребенок будет развиваться хорошо, но в то же время, если в семье есть «подводные камни» это не может не сказаться на малыше.

К факторам социального риска, отрицательно влияющим на выполнение семьей своих функций, относятся:

— социально-экономические факторы: низкий материальный уровень жизни семьи, нерегулярные доходы, плохие жилищные условия;

— медико-социальные факторы: инвалидность или хронические заболевания родителей, других членов семьи. Вредные условия работы родителей, и особенно матери, пренебрежение санитарно-гигиеническими нормами;

— социально-демографические факторы: неполная или многодетная семья, семьи с несовершеннолетними или престарелыми родителями, семьи с повторным браком и сводными детьми;

— социально-психологические и психолого-педагогические факторы: семьи с деструктивными эмоционально-конфликтными отношениями супругов родителей и детей, педагогической несостоятельностью родителей и их низким общеобразовательным уровнем, деформированными ценностными ориентациями;

— криминальные факторы: алкоголизм, наркомания, аморальный и паразитический образ жизни семьи, семейные скандалы, проявление жестокости и семейного насилия, наличие судимых членов семьи.

Главными нарушителями прав детей являются их родители, то есть лица, на которых в соответствии с законом в первую очередь возложена обязанность по защите прав и интересов детей, заботе об их здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии. Нарушения прав детей зачастую происходят в результате неисполнения родителями своих родительских обязанностей. Причинами такого поведения являются как обыкновенная пассивность родителей, так и их противоправное поведение.

Воспитание ребенка, забота о его здоровье и благополучии – это трудоемкий процесс, требующий от родителей много сил и терпения. Как показывает практика, даже в благополучных семьях, где родители испытывают искреннюю любовь и привязанность к своим детям, в воспитательном процессе могут использоваться такие формы воздействия на ребенка, как телесные наказания, запугивание, оскорбления. Проблема жестокого обращения с детьми остается одной из самых актуальных и острых в ряду иных проблем, связанных с соблюдением и защитой прав и интересов несовершеннолетних. Для многих детей столкновение с насилием происходит в семье.

Значительно хуже положение детей в семьях с более низким уровнем культуры, где к ребенку относятся, как к обузе. Указанные выше способы воспитания, которые для первой группы семей являются скорее исключением, здесь — норма. Ситуация еще более обостряется, если один или оба родителя страдают алкогольной зависимостью или наркоманией.

Особенно необходимо привлечь внимание к такому виду насилия, как пренебрежение к нуждам детей, которое выражается в отсутствии элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию.

Пренебрежение может выражаться в том, что родители не обеспечивают ребенка необходимым количеством пищи, одежды, сна, гигиенического ухода. Кроме того, пренебрежение проявляется в недостатке со стороны родителей уважения, внимания, ласки, тепла, в отсутствии должного внимания и заботы, в результате чего ребенок может стать жертвой несчастного случая. Опасность данного вида насилия заключается в том, что это скрытая форма, которая не поддается правовой квалификации и, соответственно, не подлежит ответственности. Вместе с тем именно этот вид насилия зачастую становиться источником более страшных преступлений, совершаемых в отношении несовершеннолетних. Положение дел осложняется также тем, что многие дети боятся сообщать о случаях насилия в отношении них, а родители, которые должны защищать своих детей, не желают «выносить сор из избы» в случае, если насилие совершается супругом или другим членом семьи.

В соответствии со статьей 32 Конституции Республики Беларусь брак, семья, материнство, отцовство и детство находятся под защитой государства. Принятие Декрета Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006г. № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях» стало серьезным шагом в создании системы работы по защите прав и законных интересов детей, повышение ответственности родителей за их воспитание.

В Декрете определен порядок выявления и учет несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите, что  рассматривается как комплекс профессиональных действий органов, учреждений и иных организаций по установлению факторов, угрожающих благополучию, здоровью и жизни несовершеннолетних и обусловливающих необходимость вмешательства с целью нормализации ситуации, устранения причин и условий неблагополучия.

Главным в реализации этого декрета является своевременное выявление неблагополучия и социально опасного положения детей. Другими словами, это выявление детей, условия жизни которых создают угрозу для их жизни и здоровья. Как правило, этим занимается дошкольное учреждение или школа. Если они получают тревожный сигнал от соседей или иных лиц либо видят, что ребенок неухожен, запущен, имеет яркие нарушения поведения или здоровья, то они должны незамедлительно отреагировать на это. Создается комиссия, в которую входят воспитатели, педагог-психолог, социальный работник, инспектор ИДН и иные лица, которые производят социальное расследование.

В ходе расследования производится изучение условий жизни и воспитания несовершеннолетнего, а также собирается любая информация, которая может явиться основанием для признания ребенка находящимся в социально опасном положении (СОП). То есть комиссия посещает семью на дому, беседует с родителями ребенка, соседями и другими лицами, которые располагают информацией о реальном положении дел. Также члены комиссии имеют право рассылать различные запросы для получения необходимой им информации (например, наличие судимостей у родителей, состоят ли они на учете в наркодиспансере и т.п.).

Если информация о социально опасном положении несовершеннолетнего подтверждается, то семья ставится на учет и с ней работают специалисты различного профиля (социальные педагоги, педагоги-психологи, медицинские работники, инспектора по ИДН и многие другие). К работе привлекаются все люди, которые могут помочь устранить причины неблагополучия в семье. При необходимости специалисты оказывают содействие в трудоустройстве родителей, в их лечении от алкогольной зависимости, организовывают материальную помощь и т.д. Цель работы – устранить критерии неблагополучия и реабилитировать нормальные взаимоотношения в семье.

Если, несмотря на все принятые специалистами меры, родители не стремятся к исправлению и отказываются от сотрудничества, то ставится вопрос о признании их детей нуждающимися в государственной защите и изымания их из семьи. Первоначально детей отнимают на срок до 6 месяцев, чтобы оказать межведомственную помощь семье и ребенку. Если и после этого в семье ничего не меняется, то в судебном порядке решается вопрос о лишении родителей родительских прав.

Если же семья после постановки на учет как СОП стала на путь исправления, то через 6 месяцев, в течение которых с семьей проводится работа, на педагогическом совете или на совете по профилактике безнадзорности ставится вопрос о снятии семьи с учета либо продолжении работы по устранению факторов неблагополучия.

Как показала практика, Декрет № 18 позволил вывести работу по защите прав и законных интересов детей на принципиально новый уровень. Скоординированная работа специалистов различных профилей помогает сохранить родную благополучную семью для ребенка. Чем раньше выявлены проблемы в семье и оказана помощь, тем выше вероятность того, что внутрисемейные отношения нормализуются, и ребенок не будет нуждаться в государственной защите.