Питание

Об организации питания в учреждениях образования

(выписка из Кодекса Республики Беларусь об образовании)

Статья 40. Обеспечение питанием

  1. Учреждения образования (иные организации, индивидуальные предприниматели, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, при реализации ими образовательной программы дошкольного образования, образовательной программы специального образования на уровне дошкольного образования, образовательной программы специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интел­лектуальной недостаточностью) создают необходимые условия для организации питания обучающихся.
  2. Организация питания обучающихся осуществляется в соответ­ствии с законодательством юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, специализирующимися на оказании услуг обще­ственного питания, иными организациями, имеющими в своем составе соответствующие структурные подразделения, либо учреждениями образования, иными организациями, индивидуальными предпринимателями, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность.
  3. Питание организуется в соответствии с требованиями санитарных норм, правил и гигиенических нормативов по установленным нормам питания и денежным нормам расходов на питание для соответствующих категорий обучающихся. При необходимости организуется диетическое (щадящее) питание. Нормы питания, денежные нормы расходов на питание утверждаются Правительством Республики Беларусь или уполномоченным им органом.
  4. Обучающиеся обеспечиваются питанием за счет собственных средств, средств законных представителей несовершеннолетних обучающихся, средств республиканского и (или) местных бюджетов, иных источников в соответствии с законодательством.
  5. Положение об организации питания обучающихся, обеспечении питанием обучающихся за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, размер и порядок взимания платы за питание утверждаются Правительством Республики Беларусь.

Организация питания

В нашем учреждении образования созданы все необходимые  условия для организации качественного питания обучающихся.

Используется примерное десятидневное меню, разработанное с учетом требований Санитарных норм и правил и утвержденное начальником управления образования Лидского районного исполнительного комитета:

— Примерное десятидневное меню  на зимнее-весенний период 2019 года для детей, посещающих учреждение дошкольного образования  с 10,5 часовым режимом пребывания;

— Примерное десятидневное меню  на зимнее-весенний период 2019 года для детей, посещающих учреждение дошкольного образования  с 12 часовым режимом пребывания;

— Примерное десятидневное меню  на летнее-осенний период 2019 года для детей, посещающих учреждение дошкольного образования  с 10,5 часовым режимом пребывания;

— Примерное десятидневное меню  на летнее-осенний период 2019 года для детей, посещающих учреждение дошкольного образования  с 12 часовым режимом пребывания.

Дневной (суточный) рацион воспитанников составляется на основе имеющейся на пищеблоке картотеки рецептур блюд с технологией приготовления. В случае не своевременной  поставки тех или иных пищевых продуктов, производится замена блюд с учетом норм взаимозаменяемости пищевых продуктов.

Разработана программа производственного, в том числе лабораторного контроля за безопасностью и качеством питания, соответствием пищевой и энергетической ценности приготавливаемых блюд. Контроль за качеством и безопасностью питания, в том числе за соблюдением технологии приготовления пищи, кулинарной обработкой, закладкой в котел пищевых продуктов, выходом готовых блюд, вкусовыми качествами пищи, соблюдением условий хранения и сроков годности пищевых продуктов, соблюдением санитарных требований осуществляет  бракеражная комиссия в составе: администрация учреждения, медицинская сестра, повар.

Пищеблок нашего учреждения соответствует требованиям к устройству и оборудования пищеблока учреждения дошкольного образования. Обеспечивается должное санитарно-техническое состояние помещения, используется современное технологическое и холодильное  оборудование.

 

 

 

 

 

 

Показатели пищевой и энергетической ценности приготавливаемых блюд отражены в меню-раскладке.    Питание воспитанников щадящее по химическому составу.  Не используются острые приправы (хрен, перец, горчица, уксус и пищевые продукты с их использованием), соки и напитки в виде сухих концентратов;

Пищевые продукты: молоко и кисломолочные напитки, масло растительное и коровье, сахар, мясо (птица), хлеб, крупа, овощи, свежие фрукты или соки (нектары) входят в рацион ежедневно (с отклонением +/-10% от установленных норм питания), другие пищевые продукты (рыба, яйца, сыр, творог, сметана) — 2 — 3 раза в неделю.

По способам приготовления питание щадящее, предусматривает преимущественно варение, тушение.

Проводится круглогодично и ежедневно С-витаминизация дневного или суточного рациона (супов или напитков) из расчета количества аскорбиновой кислоты на порцию согласно установленным нормам питания.

Ежедневно размещается информация дневного меню на стендах родительского уголка  каждой возрастной группы и пищеблока.

Основные приемы пищи обучающихся – завтрак, обед, полдник, ужин.

Время приема пищи осуществляется в соответствии с распорядком дня воспитанников возрастных  групп.

Воспитание культуры питания детей осуществляется в соответствии с учебной программой дошкольного образования утвержденной Министерством образования РБ.

Формируем представления и умения у воспитанников о значении питания для здоровья человека, о правилах сервировки стола, пользования столовыми приборами, поведения за столом.

 

 

 

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Кормлению детей следует уделять огромное внимание, иначе проблем в будущем не избежать. Ведь, как утверждают врачи, несмотря на довольно развитый жевательный аппарат, у дошкольников еще не достаточно сформированы пищеварительные функции желудка, кишечника, печени и поджелудочной железы. Поэтому дети очень чувствительны к несоответствию количества, состава и качества питания.

Большинство болезней желудочно-кишечного тракта нередко берут свое начало именно в дошкольном возрасте. Довольно частой напастью для ребятишек стал в наши дни гастрит. Многие дети страдают ожирением. Избежать этих неприятностей можно, если правильно организовать питание.

Чем кормить?

Дошкольники очень подвижны, у них ускоренный обмен веществ. Поэтому для того, чтобы покрывать  энергетические затраты, детям необходима калорийная пища. Однако, учитывая приведенные выше обстоятельства, еда должна быть легкоусвояемой и не содержать раздражителей – красителей, усилителей вкуса, избытка специй.

Пусть питание ребенка будет полноценным, содержащих в необходимых количествах белки, жиры, углеводы, минеральные вещества, витамины, воду.

Основной принцип питания детей – максимальное разнообразие пищевого рациона. Чем богаче выбор продуктов, используемых при приготовлении пищи, тем полноценнее питание  ребенка.

Причины отсутствия аппетита:

  • Ребенок еще не проголодался. Иногда бывает достаточно немного изменить режим, чтобы малыш, обычно отворачивающийся от тарелки с супом, с аппетитом съел ее содержимое.
  • Недостаток физической активности. Ели ребенок целый день находится дома, а его физическая нагрузка ограничивается переходом из одной комнаты в другую, вряд ли стоит удивляться отсутствию у него волчьего аппетита.
  • Ребенок – малоежка. В формировании стереотипа, что здоровый малыш непременно должен быть пухлым и упитанным, отчасти виноваты «идеальные» младенцы, смотрящие на нас с экрана телевизора, страниц журналов и упаковок детских товаров. Как следствие, мамы, а особенно бабушки стремятся во что бы то ни стало заставить свое сокровище съесть как можно большее количество пищи. Перекармливание ребенка ни к чему хорошему не приводит, и примеров тому – множество.
  • Ребенку не нравится еда, которую ему предлагают. Чем более приятен запах и вид еду, тем активнее работают пищевые ферменты и сильнее ощущение голода. Если ребенок отказывается есть какие-то определенные блюда, стоит подумать о том, чтобы заменить их другими, которые ему больше по вкусу.
  • Не стоит потакать капризам ребенка, заявляющего, например, что он не будет есть котлеты, которые вы жарили полчаса, а желает блинов со сметаной. Прежде чем бросаться замешивать тесто, подумайте: а готовы ли вы постоянно исполнять прихоти маленького вредины? Объясните вашему ребенку, что вы очень постарались, чтобы приготовить для него это вкусное блюдо, а блины непременно испечете в следующий раз.
  • У малыша проблемы  с органами пищеварительной системы. Нередко причина плохого аппетита кроется в сбоях в работе пищеварительного тракта, в том числе  связанных с наличием в организме  ребенка паразитов. Как правило, такие расстройства сопровождаются ухудшением общего самочувствия, высыпаниями на коже. В этом случае нужно обратиться к врачу, сдать необходимые анализы и, если надо, пройти курс лечения. После того как ребенок  поправится, улучшится аппетит.

   ПРАВИЛЬНОЕ ПИТАНИЕ — ЗАЛОГ ЗДОРОВЬЯ ДОШКОЛЬНИКОВ!