Здоровый образ жизни

24 марта — Всемирный день борьбы с туберкулезом

Каждый год 24 марта мы отмечаем Всемирный день борьбы с туберкулезом, призванный повысить осведомленность общественности о губительных последствиях туберкулеза для здоровья, общества и экономики и активизировать усилия по борьбе с глобальной туберкулезной эпидемией.

         В этот день, в 1882 г. д-р Роберт Кох объявил о том, что ему удалось открыть бактерию, вызывающую туберкулез, благодаря чему стала возможна разработка методов диагностики и лечения этого заболевания.

         Туберкулез по-прежнему является ведущей причиной смертности от инфекционных болезней в мире. Каждый день от этой предотвратимой и излечимой болезни умирает почти 4 500 человек, а почти 30 000 человек заболевают ею.   Согласно оценкам, с 2000 г. благодаря глобальным усилиям по борьбе с туберкулезом было спасено 54 миллиона жизней, а показатель смертности от туберкулеза сократился на 42%. В сентябре 2018 г., стремясь ускорить противодействие туберкулезу и достижение целевых показателей в странах, главы государств провели первое в истории Совещание высокого уровня ООН, на котором они приняли на себя масштабные обязательства по ликвидации туберкулеза.

Всемирный день борьбы с туберкулезом 2019 г. проходит под лозунгом «Пора действовать», напоминающем о необходимости как можно быстрее выполнить обязательства мировых лидеров в следующих областях:

  • расширение доступа к профилактике и лечению;

  • усиление подотчетности;

  • обеспечение достаточного и стабильного финансирования, в том числе для научных исследований;

  • содействие прекращению стигматизации и дискриминации;

  • расширение противотуберкулезной деятельности на принципах справедливости, соблюдения прав человека и учета потребностей людей.

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) совместно с Глобальным фондом и Партнерством «Остановить туберкулез» начала инициативу «Find. Treat. All. #EndTB» («Выявить, лечить всех, #ликвидироватьТБ»), призванную ускорить меры по борьбе с туберкулезом и обеспечить доступ к помощи в рамках общего курса ВОЗ на достижение всеобщего охвата услугами здравоохранения.

В этот Всемирный день борьбы с туберкулезом ВОЗ призывает правительства, сообщества, затронутые проблемой туберкулеза, организации гражданского общества, учреждения здравоохранения и национальных и международных партнеров объединить силы под девизом «Выявить, лечить всех, #ликвидировать ТБ», с тем чтобы никто не был оставлен без внимания.

Пора действовать! Пора ликвидировать ТБ.

 Подготовила по материалам Всемирной организации здравоохранения

Заведующая отделом общественного здоровья Лидского зонального ЦГЭ Ясюкайть О.Э.

 

 

Международный день слуха 3 марта

Международный день слуха был установлен Всемирной организацией здравоохранения на I Международной конференции, посвященной
вопросам предотвращения и реабилитации нарушений слуха, проходившей в Китае в 2007 году. Дата 3 марта была выбрана не случайно: внешний вид цифр 3.3 в этой дате обладает формой, напоминающей органы слуха человека. Слух – одно из пяти чувств, которыми наделены здоровые люди.
Оно позволяет улавливать колебания в окружающей среде, через
которые человек получает информацию, не воспринимаемую остальными органами. Нередки случаи патологических отклонений,
когда у человека снижается либо отсутствует абсолютно способность квосприятию звуков. Потеря слуха может развиваться по генетическим причинам, в качестве осложнений во время родов, а также в результате некоторых инфекционных болезней, хронических ушных инфекций,
употребления некоторых лекарственных средств, воздействия чрезмерного шума и старения. Человек, не способный слышать так же хорошо, как слышит человек с нормальным слухом — порог слышимости 25 дБ или ниже в обоих ушах — страдает от потери слуха. Потеря слуха может быть легкой, умеренной, тяжелой или глубокой. Она может развиваться в одном или обоих ушах и приводить к трудностям в слуховом восприятии разговорной речи или громких звуков. Потеря слуха сказывается на способности человека общаться с другими людьми. У детей с нерешенной проблемой потери слуха часто наблюдается задержка в развитии разговорной речи. Лишение возможностей для общения может оказывать значительное воздействие на повседневную жизнь, вызывая чувство одиночества, изоляции и безысходности, особенно среди пожилых людей, страдающих от потери слуха.

Как защитить слух

Ограничьте воздействие громких звуков. Специалисты не рекомендуют подвергать органы слуха звуковой нагрузке выше 80 Дб более двух часов в день. Воздействие звука уже в 110 Дб врачи считают опасным для слуха. Слушайте «живые» звуки. Старайтесь чаще бывать на природе, прослушивайте негромкую музыку через колонки, откажитесь от наушников. Это позволит чувствительным ворсинкам восстановиться после громких звуков города.

        Наушники – изобретение далеко не безобидное, длительное их использование приводит как устической травме. Чтобы избежать серьезных проблем со слухом пользуйтесь накладными наушниками с большими чашками. Внутриканальные наушники, полностью закрывающие вход в наружный слуховой проход, опасны. Важно также придерживаться правила 60×60: уровень громкости должен быть не более 60 % от максимального и музыку можно слушать не более 60 минут. Обращайтесь к оториноларингологу для регулярной проверки состояния уха и слуха не реже одного раза в год. Немедленно обращайтесь к врачу, если вы заметили неожиданное снижение слуха (особенно после простудных заболеваний или травм ушной раковины и уха).

К сведению:

Слуховой аппарат человека способен принимать звуковые волны в диапазоне от 16 Гц до 20 кГц.

Долгое пребывание рядом с источником звука, превышающего 90 дБ, вызывает нарушения в функционировании органов слуха.

Порог слышимости находится в прямой зависимости от частоты звуковых колебаний.

Ребенок начинает улавливать звуки еще до появления
на свет.

Государственное учреждение «Лидский зональный центргигиены и эпидемиологии» 2019 год

Неустойчивая погода способствует  распространению сезонных инфекций.

            В связи с сезонным подъемом заболеваемости вирусными инфекциями, специалисты советуют выполнять следующие профилактические рекомендации:

– укрепляйте и закаляйте свой организм,

– высыпайтесь, соблюдайте режим труда и отдыха, старайтесь больше находиться на свежем воздухе, одеваясь по погоде;

-закрытые помещения проветривайте;

-не забывайте: укреплению организма способствует правильное питание.

В период подъема заболеваемости ОРИ и гриппом необходимо избегать скоплений большого количества людей, как можно больше гулять на свежем воздухе, не переохлаждаться, избегать стрессовых ситуаций, которые угнетают иммунитет.

При наличии больного в семье очень важно проведение простейших противоэпидемических мероприятий: изоляция больного, выделение ему отдельной посуды, полотенца, проветривание и дезинфекция помещения, ношение маски при уходе за больным.

И если уж заболели, не стоит заниматься самолечением. Необходимо обращаться к специалистам и ни в коем случае не “переносить инфекцию на ногах”! Это опасно не только для заболевшего, но и является мощным источником распространения вируса среди населения.

Необходимо беречь свое здоровье, прислушиваться к мнению врачей, выполнять их рекомендации и тогда никакие простуда и грипп не страшны. Будьте здоровы!

Памятка по дифтерии

Дифтерия — это острое инфекционное заболевание

бактериальной природы, которое передается в основном

 воздушно-капельным путём, характеризуется общей

интоксикацией организма, образованием серых

налетов в месте внедрения возбудителя, чаще на слизистых

оболочках ротоглотки и дыхательных путей,

поражением сердечно — сосудистой, нервной систем и почек.

Несвоевременная диагностика и поздно начатое лечение могут стать причиной смерти от дифтерии.

Источником заражения дифтерией может быть как больной, так и практически здоровый

человек,который является носителем дифтерийной палочки, но не имеет признаков заболевания

(бактерионоситель).

Пути передачи: воздушно – капельный и контактно-бытовой (через предметы обихода:

игрушки, книги, посуду, постельные принадлежности и т.д.).

Инкубационный период длится 3-5 дней, иногда от 2 до 10 дней.

Симптомы заболевания: начинается дифтерия с повышения температуры тела, недомогания,

головной боли, боли в горле и при глотании. На месте внедрения дифтерийной палочки в организм

(в зеве, на миндалинах, в гортани, полости носа) могут появиться налеты бело-серого цвета или пленка,

которые трудно снимаются с образованием кровоточащих язв. При дифтерии зева и гортани очень

опасным признаком является отёк шеи, лица, слизистой оболочки верхних дыхательных путей,

приводящий к затруднению, а иногда и к невозможности дыхания.

Профилактика заболевания:

Основа успешной борьбы с дифтерией является вакцинация. Всемирной организацией здравоохранения

вакцинация рекомендована для всех без исключения стран мира. Первичная вакцинация состоит из

трех прививок. Первая прививка ставится детям в 2-месячном возрасте,

затем в возрасте 3 и 4 месяца. Ревакцинация проводится в 1,5 года, 6, 11  и 16 лет, а у взрослых ее

проводят каждые 10 лет.

При первых признаках заболевания необходимо немедленно обращаться к врачу                                                                                                      за медицинской помощью, ни в коем случае не заниматься самолечением

Профилактика менингококковой инфекции

Сильная головная боль, которая не снимается обычными обезболивающими средствами, высокая (39-40°)температура, рвота, не приносящая облегчения больному, и самый грозный симптом — появление звездчатой сыпи.                                                                                          

В случае появления первых симптомов, характерных для менингококковой инфекции, необходимо немедленно вызвать «скорую помощь» и быстро доставить больного в больницу

Менингококковая инфекция актуальна для Республики Беларусь. Это определяется: легкостью распространения заболевания (воздушно-капельным путем — при кашле, чихании, разговоре, при достаточно тесном и продолжительном общении); первичные симптомы менингококковой инфекции часто схожи с проявлениями острых респираторных инфекций (ОРИ), что затрудняет диагностику заболевания; тяжелой клиникой заболевания; высокой летальностью и смертностью. Опасно заболевание тем, что может развиваться в считанные часы и даже минуты, («молниеносные» формы), и спасти больного удается не всегда. Менингококковой инфекцией чаще болеют дети до 3-лет.

Возбудитель менингококковой инфекции постоянно циркулирует среди различных возрастных групп населения, но наиболее опасны для окружающих  носители менингококка. Считается, что на 1 больного приходится 1200 носителей. Чаще всего носители —  взрослые (они и не подозревают о том, что опасны для окружающих — клинически носительство ничем не проявляется), болеют же преимущественно дети. Менингококк наиболее активизируется во время эпидемии гриппа.

Наиболее распространённой формой инфекции является назофарингит, когда воспаляется задняя стенка глотки, отмечается незначительное повышение температуры тела, головная боль, першение в горле, заложенность носа и насморк. На этом этапе пациентам чаще ставится диагноз: острое респираторное заболевание. Однако неправильная и несвоевременная диагностика может далее привести к воспалению мозговых оболочек.

Для генерализованных форм менингококковой инфекции характерно острое и бурное начало на фоне полного здоровья. Заболевание начинается внезапно. Например, ребенок ложится спать здоровым, а ночью он неожиданно становится неспокойным, ощущает мышечную слабость; жалуется на сильную головную боль, которая не снимается обычными обезболивающими средствами. В течение часа поднимается температура до 39-40°, через 5-6 часов возникает рвота, не приносящая облегчения больному.  Но самый грозный симптом — появление сыпи. Сначала это бледно-розовые звездочки, на протяжении первых суток они появляются у 80% больных. Сыпь будет увеличиваться. И именно при наличии ее надо обязательно повторно вызывать доктора, поскольку первичный диагноз до сыпи может быть выставлен как острое респираторное заболевание. Такая форма менингита опасна тем, что может развиться токсико-септический шок из-за кровоизлияния в жизненно важные органы и, прежде всего, в надпочечники. Этот шок становится причиной смерти у 5-10 % больных. Поэтому, чем раньше родители обратятся за медицинской помощью, и чем раньше будет поставлен соответствующий диагноз, тем больше шансов спасти больного. Но в любом случае понадобится госпитализация и родителям не надо отказываться от нее.

Каковы меры профилактики менингококковой инфекции?

В случае появления первых симптомов, характерных для менингококковой инфекции необходимо немедленно вызвать «скорую помощь» и быстро доставить больного в больницу. До приезда «скорой» — изолировать больного, выделить ему индивидуальные средства личной гигиены и посуду, обеспечить абсолютный покой и хороший уход.

Чтобы не заболеть и не заразить окружающих, нужно избавляться от хронических заболеваний носоглотки — фарингита, тонзиллита, ларингита.

Родители ребенка должны помнить, что в случае простудных проявлений они могут явиться источником заболевания для своего ребенка, поэтому при появлении первых признаков заболевания необходимо пользоваться марлевыми масками.

Рекомендуется больше гулять с ребенком на открытом воздухе, избегать поездок в общественном транспорте, длительно не находиться в помещениях, где имеется большое скопление людей (магазины, рынки, парикмахерские и т.д.).

Все праздничные мероприятия (крестины), связанные с рождением ребенка необходимо  проводить вне квартиры, где он находится.

Поскольку возбудитель неустойчив во внешней среде, актуально проветривание, влажная уборка с применением дезинфицирующих средств, использование бактерицидных ламп для обеззараживания воздуха.

Если медицинским работником предложена госпитализация — не отказывайтесь от нее, от этого может зависеть жизнь Вашего ребенка.

Полноценное и сбалансированное питание, обогащенное витаминами и микроэлементами, занятие спортом, закаливание организма способствуют устойчивости организма к инфекции.

К сожалению, не все родители в полной мере осознают опасность заболевания, а поэтому отказываются от квалифицированной медицинской помощи.

Учитывая внезапное начало и тяжесть заболевания менингококковой инфекцией, необходимо при первых его признаках как можно раньше обратиться за помощью к врачу, от этого будут зависеть результаты успешного лечения и благоприятного исхода заболевания.

Памятка для населения.

Профилактика столбняка

Столбняк – один из самых тяжелых острых инфекционных заболеваний, характеризующихся тяжелым течением, до 40% случаев заканчиваются смертью больного.

Источник столбняка – животные и человек, в кишечнике которых находится возбудитель болезни, широко рассеивающийся во внешней среде с испражнениями и длительно сохраняющийся в почве.

Болезнь развивается при проникновении возбудителя в организм через повреждения кожных покровов и слизистых (раны, ожоги, отморожения). Особенно опасны мелкие травмы, получаемые при работе с землей на приусадебных участках.

Инкубационный период болезни колеблется от 3 до 30 дней. Нередко к началу болезни у человека рана заживает и заболевший не помнит о месте и характере повреждения. Сначала появляется оглушительность, головные боли, потеря аппетита, беспокойство, незначительное повышение температуры, позже присоединяется судорожное сокращение жевательной и мимической мускулатуры. Затем судороги распространяются на всю мускулатуру. При поражении затылочных мышц и мускулатуры спины происходит выгибание туловища назад. Руки и ноги поражаются меньше, но возможны разгибательные судороги. Особенно опасны продолжительные судороги дыхательной мускулатуры, которые и приводят к смерти.

Экстренная профилактика проводится при любых травмах и ранах с нарушением целостности кожных покровов и слизистых оболочек, обморожениях, и ожогах второй, третьей и четвертой степеней, укусах животных, проникающих повреждениях или оперативных вмешательствах на желудочно-кишечном тракте, у непривитых или лиц с неизвестным прививочным анамнезом, внебольничных абортах, родах вне медицинских учреждений, гангрене или некрозе тканей любого типа, абсцессах, карбункулах, ее проводят до 20-го дня с момента получения травмы.

Иммунизация является единственным, надежным способом профилактики столбняка. Прививки делаются детям с 2-х месячного возраста, в зависимости от препарата — трехкратно или двукратно, с интервалом в 30 дней. В возрасте 18 месяцев ребенку делают первую ревакцинацию. Последующие ревакцинации проводят в 6, в 16 лет, а затем каждые 10 лет без возрастных ограничений.

Эпидемиологические особенности столбняка: заболевания регистрируются чаще среди взрослого населении, в основном среди лиц старше 50 лет, на долю которых приходится около 70%; наиболее поражаемой группой являются пенсионеры. Инфицирование происходит в 90% случаев при мелких травмах, по поводу которых пострадавшие, как правило, не обращаются за медицинской помощью.

Раннее обращение в хирургический кабинет или приемное отделение  в медицинскую организацию и проведение экстренной профилактики столбняка, а также своевременное проведение профилактических прививок могут спасти Вашу жизнь и жизнь Ваших близких.

Единый день здоровья

2 апреля 

Всемирный день распространения
информации о проблеме аутизма

Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма установлен резолюцией Генеральной ассамблеи ООН и отмечается, начиная с 2008 года, ежегодно 2 апреля.

Цель этой даты – подчеркнуть необходимость помощи людям с аутизмом и расстройствами аутистического спектра и повышать уровень их
жизни.

Аутизм – это нарушение развития нервной системы,
которое проявляется в течение первых трех лет жизни.
Это расстройство характеризуется преобладанием замкнутой внутренней жизни, активным отстранением от внешнего мира, бедностью выражения эмоций, ограниченностью интересов и повторяющимся репертуаром действий. Кроме диагноза детский аутизм, особое внимание уделяется расстройствам аутистического спектра, то есть расстройствам,
объединяющим все варианты схожих состояний, при которых отмечаются более мягко выраженные признаки и симптомы. У определенной части людей с аутизмом интеллект соответствует норме, нередко у людей с аутизмом есть удивительные способности в области зрительного восприятия, памяти, музыкального слуха, математики и других наук. Некоторые люди с аутизмом находят себя в искусстве благодаря своему необычному взгляду на мир. В основе заболевания лежит проблема формирования социальных навыков, связанная со сферой взаимодействия. Ребенок с аутизмом развивается иначе уже с самого рождения, его развитие искажается, поэтому внимательные родители уже в младенчестве замечают характерные особенности. Дети с аутизмом, подрастая, становятся подростками с аутизмом, а затем и взрослыми.

Проявления аутизма

К трем годам окончательно складываются основные
черты разных групп синдрома: сам аутизм как глубокая отрешенность, негативизм, поглощенность странными впечатлениями, экстремальные трудности организации взаимодействия и жесткая стереотипность (стремление отстоять неизменность в окружающем, собственные стереотипные действия). Группы обязательных для постановки диагноза симптомов:
           нарушения социального взаимодействия – ребенок ведет себя так, будто настроен «на свою волну», может не проявлять интереса к играм других детей, его бывает сложно заинтересовать чем-то, не повторяет действия, движения и звуки за взрослыми, не улыбается в ответ на улыбку, не реагирует на свое имя;

           нарушения коммуникации – ребенок поздно начинает говорить, может не     использовать жесты, зачастую кажется, что он не слышит обращенные к нему слова, избегает контакта «глаза-в-глаза»;
           своеобразие, ограниченность и стереотипность поведения,
игр и интересов – ребенок играет в игрушки необычным образом, может  часто совершать повторяющиеся действия, интересоваться необычными предметами, странным образом двигаться;

           особенности восприятия – ребенок может быть очень чувствительным и с трудом переносить шум, музыку, мигание лампочек, прикосновение одежды, запахи и т.п. Иногда при аутизме бывает нарушено чувство опасности, снижена болевая чувствительность, это приводит к тому, что ребенок сам себе наносит травмы и причиняет вред.

Обратите внимание

Своевременное обращение к специалистам в области охраны психического здоровья, вовремя установленный диагноз необходимы для того, чтобы определить программу дальнейшей эффективной реабилитации ребенка с аутизмом. Аутизм и расстройства аутистического спектра – это несколько заболеваний со схожими симптомами, поэтому не может быть универсального подхода к реабилитации и единого лечения. Ранняя диагностика заболевания, коррекция сопутствующих нарушений, индивидуальный подход по подбору основных психолого-педагогических стратегий, длительная коррекционная работа – важнейшие составляющие для успешной социальной адаптации ребенка.

К сведению

На базе УЗ ГОКЦ «Психиатрия-наркология» работает специальная программа помощи детям с аутизмом, которая позволяет в значительной степени улучшить адаптацию ребенка к окружающему миру, помочь ему развиваться. В программу включены различные формы психологической помощи родителям, разъяснение истинных проблем ребенка, обучение приемам и методам работы с ребенком в условиях семьи. Программа составляется индивидуально для каждого ребенка с учетом его особенностей, возраста и окружения, в котором он живет.

 Единый день здоровья

24 марта 

Всемирный день борьбы с туберкулезом

     

                  В 1993 г. Всемирной организацией здравоохранения туберкулез был объявлен национальным бедствием, а день 24 марта – Всемирным днем борьбы с туберкулезом. Именно 24 марта в 1882 году немецкий микробиолог Роберт Кох объявил о сделанном им открытии возбудителя туберкулеза. Тема Всемирного дня борьбы с туберкулезом 2018 г. – «Внимание, розыск! Ищем лидеров, чтобы освободить мир от туберкулеза».

 Туберкулез – одно из наиболее часто встречаемых инфекционных заболеваний, чаще всего поражающее органы дыхания, хотя встречается и туберкулез других органов и систем (нервной, пищеварительной, лимфатической, мочеполовой; мозговых оболочек, костей и суставов,
кожи, глаз и прочих органов). Источник инфекции – больной, выделяющий микобактерии в окружающий воздух при кашле, чихании, разговоре. Риск воздействия инфекции значительно повышается при контакте на достаточно близком расстоянии или в закрытом пространстве, где воздухообмен недостаточен.

              Факторы риска, способствующие развитию туберкулеза: наличие изменений, происходящих в слизистой оболочке бронхов при воздействии табачного дыма, производственных факторов; контакт с туберкулезной инфекцией и его продолжительность;
злоупотребление алкоголем; сахарный диабет; прием кортикостероидов; неполноценное питание; заключение в тюрьме; наличие ВИЧ-инфекции; снижение  иммунитета.

             Симптомы туберкулеза: продуктивный или сухой кашель более 3–х недель, кровохарканье, боли в грудной клетке, связанные с дыханием);повышение температуры тела более 3-х недель, слабость, потливость, потеря массы тела. Единственным способом выявить болезнь на ранних этапах развития являются флюорографическое обследование органов грудной клетки  и исследование мокроты на микобактерии туберкулеза.

К сведению

            Ведущим учреждением, координирующим борьбу с туберкулезом в области, является УЗ «Гродненский областной клинический центр «Фтизиатрия»».

         Организована работа республиканского и областного консилиума по лечению лекарственно устойчивого туберкулеза.

         В ежедневном режиме функционирует горячая линия (главный врач 43 33 57; зав. поликлиническим отделением 74 61 93).

          Информация по борьбе с туберкулезом, по оказанию бесплатных и платных услуг населению представлена на сайте www.grodnotub.by.

 Единый день здоровья

20 марта 

Всемирный день здоровья полости рта

               Всемирный день здоровья полости рта считается днем провозглашения основных ценностей, которые каждый врач — стоматолог несет своим пациентам. Основными задачами этого дня являются улучшение осведомленности и стимулирование пациентов на снижение стоматологической заболеваемости.                                                    Многие стоматологические заболевания можно легко устранить еще на ранней стадии, либо предотвратить вовсе, если подходить с большей ответственностью к личной гигиене полости рта.
           Кариес временных зубов – ранний детский кариес – входит в число самых распространенных медицинских проблем детей первых лет жизни и является проблемой для здравоохранения во всем мире. На сегодняшний день весьма актуальным является поиск высокоэффективных способов профилактики раннего детского кариеса, т.к. зачастую он является причиной госпитализации маленьких детей, которым удаление и лечение зубов приходится проводить под общей анестезией. Важным патогенетическим фактором, способствующим развитию кариеса у детей раннего возраста, является нарушение характера и режима питания. Так, при частом употреблении пищи богатой простыми углеводами увеличивается активность
микроорганизмов зубного налета. У ребенка в возрасте 8-10 месяцев должно быть не более 5-6 приемов пищи. Риск развития «бутылочного кариеса» резко возрастает при употреблении напитков, содержащих глюкозу и фруктозу. Усугубляющим фактором возникновения и развития раннего детского
кариеса является зачастую полное отсутствие гигиены полости рта.

Обратите
внимание
По данным ВОЗ:
более 90 % мирового населения страдают от какого-либо стоматологического заболевания;

у 60-90 % детей школьного возраста и почти у 100% взрослых людей в мире имеется зубной кариес;
у 15-20 % людей среднего возраста (35-44 года) обнаруживается тяжелый пародонтит (болезнь десен), который может приводить к выпадению зубов;
у 30 % людей в возрасте 65-74 лет отсутствуют естественные зубы.

Профилактика раннего детского кариеса

Необходимо начинать активную профилактику кариеса еще до рождения ребенка. Обязательным условием для родителей будущего малыша является санация полости рта, т.к. именно они являются первыми, с кем контактирует ребенок. Целью профилактики раннего детского кариеса еще до прорезывания первого зуба является снижение вероятности инфицирования ротовой полости ребенка патогенной микрофлорой. Путь передачи микроорганизмов может быть прямым и непрямым. Прямое инфицирование – это непосредственный контакт слюны ребенка и его окружения, например, при поцелуе. При непрямом инфицировании патогенная флора попадает в рот ребенка через вилки, чашки, соски и пустышки, побывавшие во рту матери. Поэтому у маленького ребенка должны быть отдельные столовые принадлежности и предметы обихода. Кормление детей грудью более года, особенно «по требованию», способствует развитию кариеса, т.к. грудное молоко содержит сахар (β-лактозу) и при длительном пребывании его во рту, особенно в ночное время, способствует деминерализации твердых тканей зубов. Уход за полостью рта ребенка должен начинаться с появления первого зуба. Первый гигиенический уход можно начать с протирания зубов смоченной марлевой салфеткой или напальчником, далее при появлении большего количества зубов проводить полноценные гигиенические мероприятия с использованием щетки и пасты по возрасту не менее 2-х раз в день.

                                                            СОВЕТЫ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ

                                   НА ПУТИ К ГАРМОНИИ

                                                                                               Подготовила педагог-психолог Иванова Е.П.

  1. Находи счастье в каждом мгновении жизни.

Что мешает находить маленький кусочек мозаики счастья в луче солнца, выглянувшего сквозь тучи, в любимой песне, заигравшей в наушниках? Правильно, ничего! А ведь из этих маленьких «осколков» радости можно составить целую картину большого не проходящего ощущения гармонии с миром и собой. Радоваться жизни каждый день – это искусство, но им можно овладеть, как и любым другим.

2.Научись изменять свой взгляд на любую ситуацию и находить в ней положительный смысл.

Оптимизм – великая движущая сила жизни. Так легко, потерпев неудачу, опустить руки и ждать от жизни только худшего, чтобы избежать разочарования. Но нужно найти в себе силы и посмотреть на неприятную ситуацию с другой стороны, вынести из нее какие-то полезные уроки, найти положительные моменты даже в самом тяжелом испытании, а потом просто «отпустить» неприятность и с улыбкой встречать новые события. Они обязательно Вас порадуют!

  1. Поменяй представление о себе.

Не думай о себе плохо. Никогда. Чаще хвали себя, радуйся своим маленьким и большим успехам, делай себе комплименты. Совсем скоро ты увидишь, насколько действенна такая методика.

  1. Поставь себе новую цель в жизни.

Подумай, о чем ты мечтаешь, какие у тебя цели? Об этом ли ты мечтал в детстве, два года назад? Не снижаешь ли ты планку своих  целей? Недостижимых целей практически нет. Если поставить перед собой высокую целевую планку и не отступать от намеченного, то ты не только достигнешь желаемого, но попутно выполнишь еще уйму полезных и интересных задач и начнешь верить в свои силы куда больше, чем раньше.

5.Относись ко всему с юмором.

Не пытайся контролировать каждый момент своей жизни, это не удастся сделать. Лучше относись к любой жизненной ситуации с долей иронии, глядя с улыбкой на свои невольные промахи и не высмеивая чужие,  с юмором поддерживай близких, «севших в лужу». Такое отношение заслужит благодарность и уважение окружающих.

  1. Прощай других. Прощай самого себя.

Не суди других за их ошибки и неудачи и не суди себя. Лучше помочь выбраться из трудной ситуации попавшему в нее человеку, и тогда однажды тебе вернется сделанное добро. Негатив и агрессия, направленные на себя или других, будут лишь усугублять проблемы, и окрашивать твою жизнь в темные тона.

  1. Дари другим радость и счастье.

Один из самых простых способов стать счастливым – это осчастливить кого-то другого.

  1. Относись к другим так, как ты хотел бы, чтобы другие относились к тебе.

Ты хочешь, чтобы тебя уважали, ценили твои способности, помогали в трудную минуту и разделяли с тобой радостные часы? Тогда делай все это для своих близких и просто случайных людей. Относись к ним с пониманием, уважай их, будь к ним добр. 

Образовательный проект «Я здоровым быть хочу!»

 Серьезной проблемой в последние годы становится малоподвижность детей. Они много сидят дома у телевизора и компьютера,с неохотой участвуют в физкультурно-оздоровительных мероприятиях в учреждении дошкольного образования. Это плохо сказывается на физическом здоровье детей. А нам хочется видеть своих воспитанников здоровыми, бодрыми, ловкими, сильными и развитыми.

                      С целью формирования навыков здорового образа жизни, развития познавательных и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в нашем учреждении был реализован образовательный проект «Я здоровым быть хочу!»

                       Используя различные методы реализации проекта, включая воспитанников в разнообразные виды детской деятельности, педагоги способствовали  формированию у детей представления о здоровье, как одной из главных ценностей человеческой жизни,  формированию представления о том, что красивым и здоровым тело делают физические упражнения, полезная еда, свежий воздух, закаливание, выполнение правил личной гигиены, хорошее настроение.

 

ЗАКАЛИВАНИЕ

ФИЗКУЛЬТУРНЫЙ ПРАЗДНИК «Здравствуй, Олимпиада!»

 МУЗЫКАЛЬНОЕ РАЗВЛЕЧЕНИЕ 

 

 

 

 

 

КАК ЭФФЕКТИВНЕЕ ОСУЩЕСТВЛЯТЬ ОБУЧЕНИЕ

ПО ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В период дошкольного детства одна из наиболее важных задач для ребёнка — научиться правилам жизни во взрослом мире. И именно взрослые должны помочь ребёнку войти в этот мир с максимальными приобретениями и минимальным риском.

Безопасность детей, укрепление и сохранение их здоровья было и остаётся приоритетом в работе каждого учреждения дошкольного образования.  Очень важно осуществлять планомерную, целенаправленную работу по формированию у дошкольников основ безопасного поведения.

Детский сад создаёт безопасные и безвредные условия для развития, воспитания и обучения детей; формирует у них гигиенические навыки и способы здорового образа жизни, нормы безопасного поведения.

Работа по обучению безопасному поведению должна вестись с учётом основных правил:

Не ограничиваться только обучением дошкольников нормам и правилам поведения. Необходимо учить их наблюдательности, умению ориентироваться и быстро реагировать в экстремальных ситуациях.

Максимальный эффект достигается лишь тогда, когда работа осуществляется в трёх направлениях: дошкольное учреждение – ребёнок – родители.

Следует учитывать особенности детской психики, повышенную впечатлительность детей. Недопустимо акцентировать их внимание только на страшных последствиях пожаров, наводнений. Такой подход может травмировать психику ребёнка, привести к тревожности, страхам, стрессам, фобиям и даже стойким неврозам.

Большое значение имеет и психологическая готовность детей к восприятию соответствующей информации о безопасности и к практическим действиям в чрезвычайных ситуациях. Работая с дошкольниками, важно использовать свойственные им «возрастные страхи», сопряжённые с высокой эмоциональностью, малым жизненным опытом и богатой фантазией. Углубляя знания детей об окружающем, мы формируем у них готовность к ситуациям, в которых они могут оказаться.

Задача педагогов и родителей познакомить детей с нормами безопасного поведения, сформулировать необходимые навыки с учётом возраста.

     Образовательная работа с детьми осуществляется в следующих направлениях:     

  • Обучение детей правилам пожарной безопасности
  • Обучение детей правилам дорожного движения
  • Обучение детей правилам поведения на воде
  • Обучение детей правилам поведения, чтобы не потеряться, а также правильным действиям в случаях, когда они потерялись
  • Обучение детей правильному поведению с незнакомыми людьми
  • Обучение детей правилам безопасности по предупреждению травматизма и отравлений
  • Обучение безопасному общению с животными

Чтобы обезопасить ребёнка от нежелательных ситуаций, недостаточно запретить ему дотрагиваться до потенциально опасных предметов или просто прятать их от него. Необходимо расширять представления дошкольников об этих предметах, о несущих угрозу явлениях и ситуациях, научить их правильно пользоваться бытовыми приборами. Первые 5-6 лет жизни ребёнка наиболее продуктивны для получения и усвоения жизненно важной информации. Быстрыми темпами идёт накопление знаний, формируется речь, совершенствуются познавательные процессы, происходит овладение простейшими способами умственной деятельности, включающей получение доступных знаний об окружающем мире, их систематизацию, формирование познавательных интересов, интеллектуальных навыков и умений, развитие познавательных способностей. При организации обучения надо не только следовать принципу информативности, но и учитывать чувственные особенности детей данной возрастной группы. Особенность дошкольников такова, что они не любят строгие назидания, нравоучения и предупреждения.  Более эффективный способ воздействия на них – художественное слово. Оно активизирует детскую память, внимание, представления. С различными явлениями и ситуациями, которые выходят за границы их собственного опыта, дети знакомятся через загадки, стихотворения, поговорки, сказки, рассказы.. Можно использовать примеры из знакомых сказок и литературных произведений (например, злая мачеха посылает свою служанку, которая прикинулась доброй старушкой и дала царевне отравленное яблоко в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» А. С. Пушкина. Золушка была одета в лохмотья, испачкана сажей и золой, но была доброй. Чудище в «Аленьком цветочке» оказалось добрым заколдованным принцем). Примеры безопасного поведения литературных героев дети вначале с помощью воспитателя, а затем самостоятельно переносят в свои игры, изобразительную деятельность, спортивные соревнования

Наиболее эффективной формой ознакомления дошкольников с основами безопасности является игра. Разнообразные по содержанию и форме игры вводят ребёнка в круг реальных жизненных явлений, обеспечивая непреднамеренное освоение социального опыта взрослых: знаний, способов действия, моральных норм и правил поведения, оценок и суждений.

Какие правила обязан соблюдать пешеход?

Как следует вести себя, если заблудился на улице, в магазине, на рынке, вокзале?

Как обратиться за помощью к милиционеру? Прохожим?

Как защитить себя от назойливого незнакомца?

Что делать, когда порезал палец? И др.

Необходимо разъяснить детям, что опасности могут подстеречь их не только на улице, но и дома, поэтому нельзя входить в подъезд одному, без родителей или знакомых взрослых, нельзя открывать дверь чужим, даже если у незнакомого человека ласковый голос или он представляется знакомым родителей, знает, как их зовут, и действует якобы от их имени.

       

      Использованная литература:

Загвоздкина, Т.В. Безопасность жизни и деятельности дошкольников.- Минск «Полымя», 2001

Прус, Л.И., Галеня, С.Н., Кузьменкова , Д.П., Бокшиц, Т.И. Знакомим дошкольников с ОБЖ  —  Мозырь ООО ИД «Белый Ветер», 2007

Стёркина, Р. Основы безопасности детей дошкольного возраста. Программа для дошкольных образовательных учреждений //Дошкольное воспитание. 1997. №3, №4

 

 

 

 

 

 

 

Статья 159 Уголовного Кодекса РБ «Оставление в опасности»