«Материнская школа»

box_image

Все родители детей раннего возраста тревожатся о том, как пройдет адаптация их ребенка в детском саду. Однако не многие задумывались о важности и возможности подготовки малыша к условиям учреждения дошкольного образования.

Приглашаем Вас вместе с малышами посетить группу кратковременного пребывания «Материнская школа», где Вы получите профессиональную помощь специалистов  в воспитании ребенка и подготовке его к поступлению в учреждение дошкольного образования.

«МАТЕРИНСКАЯ ШКОЛА» — современная форма работы учреждения дошкольного образования с семьями, воспитывающими детей от 1 года до 3 лет.

«Материнская школа» функционирует в условиях учреждения, обеспечивающего получение дошкольного образования, включает группу совместного пребывания родителей и детей, консультативный пункт.
«Материнская школа» дает возможность подготовить родителей к осознанному родительству. Создает условия для развития у родителей педагогической и психологической компетентности в вопросах воспитания ребенка.
Модель: кратковременное пребывание детей совместно с родителями в специально выделенном групповом помещении в сочетании с получением консультативной помощи.
Дошкольное учреждение составляет индивидуальное расписание занятий для каждого ребенка и родителя.
Организуются индивидуальные занятия и занятия небольшими подгруппами специалистами дошкольного учреждения: воспитатель, педагог-психолог, музыкальный руководитель, руководитель физического воспитания, медицинский работник.
Консультативный пункт – это педагогическое просвещение и профессиональная помощь родителям в развитии ребенка, деятельность которого включает следующие компоненты:
• повышение уровня психолого-педагогических знаний родителей о возрастных особенностях развития ребенка, закономерностях и принципах его воспитания и обучения;
• придание теоретическим знаниям прикладного характера;
• руководство самообразованием родителей;
• продуктивность связи с общественной формой воспитания.

«МАТЕРИНСКАЯ ШКОЛА» — ЭТО ШКОЛА РАДОСТИ
ДЛЯ МАЛЫШЕЙ И ИХ РОДИТЕЛЕЙ!

 

 

                                          «Особенности психического                                                  развития детей раннего возраста»

Подготовила педагог-психолог ГУО «Ясли-сад №19 г.Лида» Иванова Е.П.

Цель: ознакомить родителей с особенностями психического развития детей раннего возраста.

Важный признак  раннего  возраста (от одного года до трех лет)  —  непосредственность  и  импульсивность  поведения  ребенка.  Чаще  всего  он  действует под  влиянием  мгновенного  порыва,  возникающих  в  данный момент  чувств  и  желаний. 

Научившись  ходить, ребенок  получает возможность  знакомиться  со  множеством  ранее  недоступных ему предметов. Интерес к окружающему быстро растет. Ребенок стремится все увидеть, услышать, до  всего  добраться,  взять  в руки, потрогать, порвать, размазать, разбросать, попробовать на  вкус  и т. д. Он испытывает потребность в разнообразных движениях. Такая двигательная активность развивает моторику, способствует выработке точности и координации движений, развитию органов чувств.

Появляется и активно развивается ситуативно-деловое общение, основной мотив которого — сотрудничество со взрослыми. Ребенок нуждается в ласке, внимании, доброжелательных контактах с  близкими  людьми,  обеспечивающими  чувство  уверенности  и психологическую  защищенность.  Взрослый  вводит  ребенка  в мир  предметов,  знакомит  с  их  назначением,  стимулирует  деятельность, направленную на активное познание мира. Общение способствует  формированию  пассивной  и  активной  речи,  своевременному  овладению  ребенком  предметной  деятельностью, которая является ведущей в этом возрасте. Она пробуждает интерес к окружающему миру, стимулирует любопытство, приводит к осознанию доступных представлений о предметах окружающей действительности.

Активные  движения  ребенка, расширяющие  его  ориентировку  в  окружающем  мире,  стимулируют  развитие  психических  функций  (ощущения,  восприятия,  памяти,  внимания,  воображения,  наглядно-действенного мышления  и  речи).  В  процессе  овладения  действиями  с  предметами происходит сенсорное развитие детей, совершенствуется восприятие  предметов  и  их  свойств  (формы,  величины,  цвета, положения в пространстве). Ребенок может (по подражанию, по образцу) выбрать один предмет по заданному признаку (самую маленькую из двух-трех матрешек разной величины). Восприятие предметов становится более точным. Ребенок при помощи взрослых осваивает способы действия с предметами, игрушками (пирамидками, кубиками, вкладышами, формочками для песка).

Внимание  детей  еще  не  устойчиво.  Постепенное  сосредоточение  на  деятельности,  которой  они  занимаются,  становится более  длительным.  К трем годам совершенствуются  процессы  запоминания и  припоминания,  с  развитием  речи  воспоминания  могут  быть вызваны уже с помощью слова. Значительно совершенствуется память.

Третий  год  жизни  —  период  интенсивного  развития  воображения, ребенок может действовать в воображаемой ситуации: например, показать, как бегает лисичка, как скачет зайчик и т. д.

В раннем возрасте создаются психологические предпосылки для  возникновения  игровой  деятельности.  Самостоятельная деятельность детей второго года жизни становится более разнообразной: это действия с сюжетными игрушками, предметами, строительным  материалом. В конце второго года жизни в действиях ребенка наблюдаются элементы сюжетной игры, он выполняет  игровые  действия  в  определенной последовательности, подражает  действиям  взрослых  (укладывает  куклу спать, кормит ее, одевает на прогулку и т. д.). В игре начинает использовать  не  только  игрушки,  но  и  заменители  реальных предметов  (например, кубик  вместо  мыла). Постепенно  формируется  потребность  взять  на  себя  роль  другого  человека.

На  втором  году  жизни  ребенок  начинает  осознавать  себя и  в  качестве  субъекта  межличностных  отношений.  Не  только взрослые, но и сверстники начинают вызывать у него интерес. Поначалу он присматривается к ним, играет рядом. Могут иметь место  неожиданные  проявления:  стремительно  подбежит  к другому ребенку и обнимет, начнет «обследовать» его внешний облик, словно новую игрушку и др.

На третьем году жизни происходит  существенный  перелом  в отношениях с окружающими, обусловленный ростом активной деятельности ребенка,  имеющего  собственные  желания  и  намерения, которые  могут  не  совпадать  с  намерениями  взрослого.  Это  выражается в появлении стремления к самостоятельности, с одной стороны,  желанием  быть  похожим  на  взрослого  и  подражать ему,  с  другой  стороны. 

Перестраивается  социальная  позиция ребенка по отношению к авторитету матери, отца, других членов семьи. В этом возрасте ребенок очень чувствителен к действиям окружающих людей. Он пытливо вслушивается в диалог взрослых,  переводит  взгляд  с  одного  на  другого.  Ему  интересны  их рассуждения. Он не только следит за разговором родителей, но и пытается постичь логику их слов и действий. Ребенок стремится быть относительно независимым, он хочет  многое  делать  сам  (одеться,  раздеться,  есть),  отказывается от помощи взрослых. Если взрослые не учитывают его потребности, проявляют излишнюю опеку, сдерживают инициативу, то это может привести к возникновению упрямства, негативизма, желанию делать все наперекор требованиям взрослого.

Неудовлетворение  потребности  в  таком  общении  ведет  к  негативным  результатам  в  развитии  не  только  познавательной,  но и личностной, эмоциональной сфер ребенка (могут появиться трудности в общении не только со взрослыми, но и со сверстниками, нерешительность и т. д.). Импульсивное поведение к концу раннего возраста уступает место поведению нового типа, в котором проявляется первичное умение подчинять свои желания необходимости (усвоение понятий «можно», «нужно», «нельзя»). Ребенок начинает контролировать свои и чужие поступки, гордится своими достоинствами: послушанием, аккуратностью, новыми игрушками, умением самостоятельно одеваться, «читать» стихи, выговаривать «трудные» звуки, танцевать. Разные чувства вызывают у него не только люди, но и игрушки, живая природа.

Важнейшим  новообразованием  раннего  детства  является осознание  ребенком  своей  индивидуальности,  образа  «Я».  Се-фер ребенка (появляются труд-вания мья  —  первое  социальное  сообщество,  где  начинается  процесс социализации  личности  ребенка,  половой  идентификации: здесь  дети  впервые  осознают  себя  мальчиками  и  девочками.

На  втором  году  жизни  они  способны  к  элементарному  осознанию родственных связей, особенно тех, которые затрагивают в большей степени эмоции, — это мать, отец, бабушка, дедушка, братья, сестры. Воспитанники проявляют любовь и склонность к близким людям, смущение и робость по отношению к чужим. Замечают  эмоциональное  состояние  окружающих  людей,  сопереживают  им.  Они  осмысливают  свои  желания,  и  это  помогает им осуществлять некоторые целенаправленные действия и поступки.  Взрослые,  умело  регулирующие  свои  ограничения, требования, поощряющие самостоятельность, этими действиями помогают гармоничному становлению личности ребенка.

На  третьем  году  жизни  у  воспитанника  зарождаются  чувства  самолюбия,  гордости  за  удачно  выполненное  поручение, желание показать себя достойным и умелым в глазах взрослого. Собственные  достижения  должны  быть  продемонстрированы взрослому,  без  одобрения  которого  они  не  представляют  для ребенка  особой  значимости.  Взрослые,  умело  регулирующие свои ограничения, требования, поощряющие самостоятельность, этими  действиями  помогают  гармоничному  становлению  личности ребенка. Появляются  элементы самооценки, чувство достоинства и стыда, которые еще только зарождаются. В этот период ребенок чувствует и удовлетворяет свое самолюбие преимущественно  действиями,  привлекающими  к  нему  внимание других.  К  трем  годам  ребенок  начинает  выделять  свое  «Я», ставить себя в позицию субъекта деятельности, осознавать, что рядом существуют другие люди.

 

Использованный источник: Учебная программа дошкольного образования/ Минск, Национальный институт образования, 2012.

Музыкальное развитие детей раннего возраста

Музыкальный руководитель Ковалева Е.А.

     Раннее начало музыкального развития способствует не только всестороннему развитию личности ребенка, но и обеспечивает его успешную социализацию в обществе, а также формирование эстетического вкуса. Специалистами не раз отмечался тот факт, что ребенок начинает хорошо слышать в утробе матери и проявляет реакцию на различный характер музыки. Спокойная музыка приводит малыша в умиротворенное состояние, тревожная – вызывает беспокойство, а веселая – приводит кроху в бодрое состояние.

     Главной задачей родителей является раннее выявление способностей ребенка к определенной деятельности, в том числе и к музыкальной, но это происходит уже в старшем возрасте, когда малышу исполняется 2-3 года. Начинать заниматься музыкальным развитием своих деток родителям следует с самого их рождения, и для этого существует масса различных видов деятельности.

Как слушать музыку?

     Прослушивание музыки – одно из средств музыкального воспитания.  В возрасте 1,5-2 лет ребенок уже может слушать непрерывно звучащую музыку примерно 30-35 минут. Это зависит от его усидчивости и настроения. Малышам можно предлагать для прослушивания детские забавные песенки или различные пьесы с классической музыкой.  Все зависит от его состояния на тот момент, который вы выбрали для слушания музыки: ребенок хуже слушает музыку, если только что плакал – например, ушла любимая бабушка, или его только что закончили кормить нелюбимой кашей, а может быть, ему просто нездоровится. Когда вы видите, что малыш отвлекается, выражает неудовольствие – сократите время занятия или перенесите его на другое время дня. Если внимание ребенка устойчиво, он способен воспринимать музыку заинтересованно – можно чуть-чуть увеличить продолжительность занятия.

     Непременное условие — тишина в комнате. Ничто не должно отвлекать малыша. Мама сидит рядом с ребенком, или малыш находится на ее руках, или оба сидят на диванчике. Мама тоже слушает. Лицо ее заинтересованно, внимательно, доброжелательно. Маме нравится музыка — ребенок это видит. Ее настроение, состояние передается малышу. Если мама сама играет на фортепиано, то вместе с малышом сидит бабушка или папа. Слушать музыку рекомендуем один или два раза в день. Это может быть одна пьеса, повторенная дважды, или две пьесы. Например, «Зайка» и «Мишка». К концу третьего года можно прослушивать и три пьесы.

     Для прослушивания лучше подбирать музыкальные пьесы с ярко выраженным изобразительным характером. Малыши видели и птичку, и кошку, и собачку; игрушечных и нарисованных зайку и мишку, машину и дождик. А теперь их «знакомых» изобразит музыка. Рекомендую пьесы: «Птички», муз. Т.Ломовой или муз. Г.Фрида; «Воробей» А. Руббаха или Е.Тиличеевой; «Кошка» Е.Тиличеевой, «Большая собака» М. Раухвергера; «Медведь» Д.Шостаковича или Е.Тиличеевой или В. Ребикова; «Мишка» М. Раухвергера или Г.Фрида; «Дождик» Г.Лобачева или В. Фере, «Машина» («Езда в машине») Г.Фрида; «Автомобиль» М. Раухвергера. Это далеко не полный список. Если вы играете на фортепиано, то найдете еще ряд пьес в нотных сборниках для детского сада (младшая группа). Те, кто не владеет инструментом, могут использовать музыку в аудиозаписи, купив кассеты или компакт-диски. Или обратиться к играющим знакомым и к музыкальному руководителю ближайшего детского сада с личной просьбой записать на кассету хотя бы ряд пьес и песенок.

Потешки – первое знакомство с музыкой

     С самого первого дня рождения ребенка мать напевает разные потешки во время укачивания или игр с малышом, не подозревая о том, что эти простые песенки являются самой начальной ступенью в музыкальном развитии. Во время их исполнения совсем необязательно использовать тексты со словами, можно просто произносить словосочетания слогов «ля — ля», «па — па», «баю — бай» и другие.

     Не думайте, что Вы не умеете петь. Какой бы ни был Ваш голос — для малыша он самый лучший!

     По мере взросления малыша пением потешек можно сопровождать проведение различных режимных моментов:  умывание, употребление пищи, отход ко сну. Дети очень восприимчивы к поведению взрослого и в скором времени начнут напевать понравившиеся стишки вместе с родителями.

Как научить малыша подпевать?

     Пойте чаще, старайтесь не пропускать ни одного дня. Разучивайте песни «с голоса». Чередуйте пение с аккомпанементом и пение без музыкального сопровождения. Используйте детские музыкальные инструменты. Дети любят слушать и узнавать знакомые мелодии в новом звучании. Старайтесь не искажать мелодию. Пойте негромко. Избегайте преувеличенной артикуляции. Иначе малыш, подражая вам, начнет изображать без звука движение вашего рта, и при этом будет гримасничать и кривляться. Старайтесь подчеркнуть интонацией содержание песни. Колыбельные пойте спокойно, ласково, тихо; веселые песни – оживленно. Помните: маленький ребенок начинает присоединяться к пению взрослого в моменты, удобные для него в речевом плане, поэтому так важно, чтобы в тексте песни были простые, легко произносимые и неоднократно повторяемые слова. Например, песня «Птички». Прилетайте, птички, к нам, к нам, к нам. Зернышек я птичкам дам, дам, дам. Клювиками птички — клю, клю, клю. Я смотрю на птичек и пою: Ля-ля-ля-ля, ля-ля, ля-ля-ля; Ля-ля-ля-ля, ля-ля, ля-ля-ля. Малыш очень мал, еще не говорит, но слышит, как для него поют. Ему это нравится, и вот его первый отклик, его первое участие в пении: это подговаривание «Да», — то, что, собственно, ему по силам. Например, «Ладушки». Мама играет с ребёнком и поет: 1. Ладушки, ладошки, Звонкие хлопошки, Хлопали в ладошки, После каждого куплета вы протяжно поете «Да» и хлопаете по коленям двумя руками подчеркнутым, фиксированным движением. Хлопали немножко. Да! 2. Кашку варили, Ложечкой мешали, Куколку кормили, Кошечке давали. Да! 3. Кулачки сложили, Кулачками били: Тук-тук, тук-тук, Тук – тук – тук. Да! 4. Ладушки плясали, Деток забавляли, Ля-ля-ля-ля, Ля-ля-ля. Да! 5.Ладушки устали, Ладушки поспали. Баю-баю, баюшки, Соединив ладошки прикладывают их к щёчке. Баю-баю, ладушки. Да! Как в первом куплете. Это «Да» малыш только подговаривает, но вместе со взрослым и в нужном месте текста. Порадуемся, что наш малыш принял участие не только в совместной игре и выполнил движения, но и в «пении». «Да!» — один из первых шажков. Постепенно вы сможете петь, замедляя показ движений, а затем и совсем исключить свой показ. Малыш будет сам выполнять их самостоятельно, вслушиваясь в ваше пение, что очень, очень важно. Вслед за подговариванием идут звукоподражания. В текстах песен о кошке, собачке и т.д. есть слова, воспроизводящие звуки животных: гав, мяу и т.д. Такие песни малыши любят, и вместе со взрослым охотно звукоподражают в нужном месте текста.  Мама сидит рядом или держит на коленях малыша и поет. Первое время ребенок вместе с мамой поет «ля-ля», затем, если захочет, «поет» «ля-ля» один. Не захочет один – пойте вместе с ним. Иногда, войдя в комнату, где играет ребенок, вы услышите, как он «лялякает», «учит» петь игрушечного мишку и т.д. То есть «ля-ля» входит в его игру и потихоньку входит в его жизнь. Далее вы включаете в репертуар песенки с простыми повторяющимися словами. Малыш уже начинает петь отдельные слова, а на третьем году жизни – целые фразы. Но всю песенку, весь куплет или два вместе с вами, и даже с музыкальной поддержкой (аккомпанементом) поют очень немногие дети. Если вы знаете, что это по силам другому малышу, а ваш не справляется, это не говорит об отставании или отсутствии музыкальных способностей у вашего ребенка. Музыкальное развитие идет у всех по-разному; большую роль играют здоровье, речь, общее развитие вашего малыша и то, как вы сами воспитываете его.

Обучаем малыша музыкальным движениям

      Маленького ребенка, который еще не умеет ходить, мама может взять на руки и вместе с ним выполнять простые ритмические движения под музыку. По мере взросления малыша можно привлекать его к выполнению различных плясовых движений: хлопки в ладоши, поочередное выставление правой и левой ножки, кружение на носочках и другие. Исполнение различных движений под музыку не только способствует музыкальному развитию малыша, но и формирует чувство равновесия и правильной координации в пространстве.

     Ежедневные занятия ребенка музыкой помогут не только сформировать любовь к музыке, но и выявить способности малыша к этому виду деятельности.

     В 1 годик  мама может поплясать с малышом, держа его за ручки. Ходите по комнате, весело притопывая; делайте полуприсядку (пружинку), т.е. слегка сгибайте ноги и при этом делайте небольшие повороты вправо-влево; идите вперед, навстречу кому-нибудь из родных, и отступайте назад; медленно приплясывайте, кружитесь. Выполняйте движения ритмично. Старайтесь, чтобы движения менялись в каждом куплете – т.е. в начале каждого куплета.  можно просто напевать ля-ля или включить запись плясовой (негромко). Затем усложняем задачу: напевая или включая музыку по записи, пляшем с малышом под двухчастную музыку. Например: «Где ты, заинька?». 1 часть музыки: ребенок сидит. Мама и малыш хлопают в ладоши. Мама поет: Хлопай, хлоп, хлоп, хлоп (4 хлопка) Хлопай хлоп, хлоп, хлоп. (4 хлопка) 2 часть музыки: Ля-ля, ля-ля-ля-ля. (Поворот кистей рук). Ля-ля, ля-ля-ля-ля. (Поворот кистей рук). За этой пляской закрепляется определенная музыка. Тогда в начале третьего года жизни малыш и без участия мамы, услышав знакомую плясовую, будет самостоятельно повторять движения, даже без пения, только под музыку. Итак, мы учим малыша вслушиваться в музыку, запоминать и слышать ее изменения. Малыши охотно пляшут с платочком, с погремушкой.

     Мы, взрослые, очень любим смотреть, как пляшут малыши. И просим, уговариваем ребенка, чтобы он поплясал; обещаем мороженое-пирожное, «живую собаку», «покатать на большом велосипеде» — ребенок не соглашается. И вот тогда мы объясняем всем: «Он умеет, просто боится! Не бойся, Вовочка, тетя добрая, хорошая, попляши!» Вовочка и не думал бояться. Он не хочет. Его в это время могут занимать другие вещи: за окном поет птичка, папа в другой комнате рисует с братом, бабушка на кухне готовит что-то вкусное – вот это интересно! Ребенок не хочет плясать или петь сейчас. Но вы произнесли слова «Не бойся!» и в следующий раз малыш может бояться, поскольку вы сами сказали ему об этом. А мы, взрослые, всегда ли хотим петь и плясать? И ребенок имеет право не хотеть. Внимание! Нельзя, чтобы музыка звучала громко. Весело, живо – но негромко. Не надо предлагать малышу плясать под музыку, не предназначенную для плясок.

Немного об инструментах

     Бубен Лучше всего использовать бубен небольшой, с деревянным, а не металлическим или пластмассовым обручем, с натянутой на него кожей. При громком и резком звуке уберите (снимите) пару металлических тарелочек с обруча. Так, даже в 6 мес. малыши с радостью слушают веселое пение мамы, сопровождаемое ритмичным постукиванием по бубну или звоном бубенчиков, колокольчиков, треугольника. Вы радуете малыша звучанием разных инструментов, разными тембрами и заодно обогащаете слуховой опыт ребенкаМеталлофон, арфу, дудочку, на которых вы играли, не надо давать в руки малышу. Погремушки, маленький бубен могут быть в свободном пользовании у ребенка 2-3 лет. Колокольчиками, бубенчиками малыш может играть только в присутствии взрослых – во избежание травм.

Игра

     Игра – ведущий вид деятельности детей. В ней малыш активен, радостен, полностью поглощен происходящим. Его радуют движение и музыка. Игр очень много, они разные – и по задачам, и по возрастным возможностям. Прятки и «догонялки» составляют основу почти всех игр и на первом, и на третьем году жизни. Так, напримерребенку 4 месяца. Мама, стоя у кроватки, «прячется» за прозрачный платочек. «Ку-ку! Нашлась!» 6 месяцев. Малыш прячется сам или прячет игрушку за прозрачный платочек. «Спрятались и нашлись!» Все рады, хлопают в ладошки. Год и 8 месяцев. Игра «Мишка». Мишка лежит на скамеечке или стульчике — «спит». Мама и ребенок идут к мишке. Мама поет: Мишка, мишка, что ты долго спишь? Мишка, мишка, что ты так храпишь? Мишка, мишка, мишенька, вставай. Мишка, мишка, с нами поиграй! Мишка «рычит», сердится; мама и малыш убегают, прячутся. Мишка ходит, ищет их. Игрушечным мишкой управляет кто-нибудь из взрослых. Мишка «не нашел», ушел спать. Игра повторяется 2-3 раза. Наконец, мишка «нашел» спрятавшихся, соглашается поплясать, а затем пляшут все. Игра хороша тем, что ребенок начинает подпевать слово «мишка», повторяющиеся много раз, т.е. игра и песенка стимулируют подпевание. В игре есть догонялки и прятки, так любимые маленькими детьми. К концу третьего года жизни ребенок может участвовать в игре, где звучат 3-5 музыкальных пьес.

Пусть ваш ребенок растет здоровым, веселым, и музыка сопровождает его всю жизнь.